Во время последней программы на МАЯКе пришло несколько сообщений от слушателей с просьбой рассказать о том, что сейчас творится в лагере King Crimson. Пользуясь случаем хочу проинформировать вас о новом релизе уважаемой группы.
В ноябре у КС вышел двойной концертный альбом “Music Is Our Friend: Live In Washington and Albany, 2021”.
Он представляет собой итог концертных выступлений в недавно завершившемся туре по США, причём тур этот несколько раз переносился. Кроме песен, записанных в туре, альбом был дополнен четырьмя песнями из шоу “Friends & Family”, которое состоялось в начале тура.
Несмотря на длительный пандемический перерыв, группа находится в прекрасной форме: уровень исполнительского мастерства на высоте, и, кроме этого, Fripp & Co постоянно обновляют и переосмысливает музыкальный материал, чтобы дать ему новую жизнь.
Конечно, на альбоме представлены старые песни-фавориты – “Epitaph”, “In The Court Of The Crimson King”, “21st Century Schizoid Man”, “Larks Tongues In Aspic Pt. I & II” и другие.
Интересный факт: концерт Вашингтоне завершил некий «круг почёта» для King Crimson – именно здесь они заканчивали свой первый концертный тур по Северной Америке. А самая первой пьесой, которую King Crimson сыграли тогда на американской земле – это было на концерте в Годдард-колледже, в Монпилиере 29 октября 1969 года, - была та же самая песня, которая завершила турне нынешнего состава 52 года спустя – "21st Century Schizoid Man". Конечно, это случайное совпадение, но хочется думать, что определённый знак в этом присутствует.
Не нашёл видео из последнего тура – посмотрите съёмку с концерта в Японии в декабре 2015 года. Это выступление проходило в рамках тура Radical Action to Unseat the Hold of Monkey Mind. Всё та же "21st Century Schizoid Man".
Классный жест Фриппа в конце песни – он целует свой старый Gibson Les Paul. А как хороши три (!) барабанщика: чувствуется, что они заранее распределили между собой все места для «сбивок» и совсем не мешают друг другу.
Но вернёмся к альбому “Music is Our Friend”. Особо мне хотелось бы отметить вдумчивую игру моего коллеги Тони Левина (Tony Levin), бас-гитариста с мировым именем, на котором держатся многие новые прочтения старого материала. Его «ходы» по виртуозности и новаторству не уступают гитарным пассажам Фриппа, а ритмическая подкладка троицы добавляет энергетического заряда всему альбому.
Вот как выглядит состав группы:
Robert Fripp – guitar
Tony Levin - bass, stick
Jakko Jakszyk – lead vocals, guitar, keyboards
Mel Collins – saxes, flute, keyboards
Pat Mastelotto, Gavin Harrison & Jeremy Stacey drums
Помимо совсем старого репертуара на альбоме представлены и относительно новые треки “Radical Action” и “Level Five”, которые являются идеальным мостиком между разными инкарнациями КС.
Ну и, конечно же, на альбоме есть магическая “Starless”, без которой невозможно представить себе концертный сет-лист группы. Тут отдельные слова похвалы заслуживает вокалист Якко Якшик (a.k.a. Michael Lee Curran). Он сумел полностью погрузился в вокальные интонации старых поколений группы, но, при этом, «нарулил» и свои обертона – яркие и эффектные. Его пение звучит невероятно уверенно и проникновенно.
Ну а Фрипп – он, как всегда, на капитанском мостике, при этом совсем не выпячивая свою роль ансамблевого худрука.
Полный трек-лист альбома “Music Is Our Friend”:
CD One
Introductory Soundscape
The Hell Hounds Of Krim
Larks’ Tongues In Aspic Part I
Pictures Of A City
The Court Of The Crimson King
Red
Tony Cadenza Deals It Slitheryacious-To-The-Max
Neurotica
One More Red Nightmare
Indiscipline
CD Two
Epitaph
Radical Action II
Level Five
Starless
21st Century Schizoid Man
Tony Cadenza Serves It Piping Hot
Discipline
Larks’ Tongues In Aspic Part II
Islands
И хотя это лишь «ещё один концертный релиз» – а так имеет право сказать любой знаток творчества КС, поскольку “live albums” в дискографии группы предостаточно, - всё-таки слушать “Music is Our Friend” совсем не скучно. Наверное, Фрипп придумал ту особую форму существования для группы, когда интересно возвращаться к одним и тем же произведениям и переслушивать их каждый раз в новой интерпретации. В этом есть что-то от классики - одни и те же шедевры Чайковского или Моцарта исполняются с неизменным интересом для публики различными музыкантами. У Фриппа и КС нечто похожее пока получается.
P.S. Не могу не вспомнить про фрипповские видео, в которых он регулярно выступает вместе со своей женой певицей Тойей Уилкокс (Toyah Wilcox). Вот одна из последних съёмок.
Эти кухонные приколы – а тут так и хочется поставить ударение кухóнные, – вызывают в прессе самые разные комментарии: от и до, как говорится… Наверное, здесь сказалось пандемическое затворничество бездетной пары: всё-таки, возможность раскрепоститься - дело не такое уж плохое. Будем считать, что это причуды гения - в самом чистом виде.