Найти тему

Почему в России университеты распределены так неравномерно? Стоит ли это исправлять?

Оглавление

На огромной территории нашей страны высшие учебные заведения имеются далеко не везде — существует немало регионов, в которых вузов нет совсем. Мы постараемся разобраться в причинах сложившейся ситуации, взяв за основу проведенные в этой области исследования Нияза Габдрахманова, научного сотрудника Института образования НИУ ВШЭ.

Регионы страны, где нет трудностей с получением высшего образования

Оригинальный источник данного материала находится по ссылке . По вопросам образования за рубежом в школах, вузах, лагерях, курсах обращайтесь на http://smapse.ru/ или по телефону 8-800-775-54-97

Согласно расчетам исследователей, высшие учебные заведения распределены по стране крайне неравномерно. Большая часть нынешних студентов получают образование в двух федеральных округах — это Приволжский и Центральный округи. Исследователи выяснили, что треть всех учащихся сконцентрирована всего лишь в 9 из 85 регионах страны:

  • Самарской
  • Нижегородской
  • Свердловской
  • Челябинской
  • Ростовской
  • Новосибирской областях
  • Краснодарском крае
  • Татарстане
  • Башкирии.

А Москва и Северная столица Российской Федерации и вовсе собрали около 20% студентов России.

Такое распределение по вузам вполне объяснимо. В первую очередь выпускники школ стремятся получить диплом в престижном университете и впоследствии постараться найти работу в крупном мегаполисе страны. Родные деревни и села молодежи стали неинтересны, их считают бесперспективными.

Также при распределении вузов большую роль играет населенность территории: чем меньше в регионе проживает людей, тем меньше в нем высших учебных заведений, и наоборот.

Кроме того, некоторые эксперты считают, что малое количество университетов или их полное отсутствие в определенных российских субъектах объясняется политикой Рособрнадзора. Вследствие борьбы с низким качеством образования сократилось большое количество филиалов высших учебных заведений, функционировавших раньше в других городах. Цифры закрытых подразделений весьма внушительны: за период с 2011 года по 2017 год число филиалов уменьшилось почти вдвое. Безусловно, образование, полученное в таких подразделениях, в большинстве своем не было высоким. Тем не менее, их отсутствие послужило поводом поиска университетов и институтов за пределами региона.

Следствия географической конфигурации ВУЗов

-2

Нияз Габдрахманов выделяет несколько последствий такой ситуации с получением высшего образования в стране.

1. Во-первых, в стране есть регионы, в которых сконцентрировано большое количество вузов и, следовательно, имеется большой выбор, в каком из них и какое образование получить. И наоборот: существуют такие регионы, где не только выбрать, но и получить хоть какое-то высшее образование у молодежи просто нет возможности. Единственно возможным выходом для выпускников школ представляется переезд в другие, более развитые в этом плане города.

Согласно проведенным исследованиям, большинство студентов старается перебраться в Татарстан, Екатеринбург, Санкт-Петербург и, конечно же, в Москву. Образование, которое предлагают вузы этих российских субъектов, и последующая перспектива хорошей работы не может не заинтересовать пытливые умы молодежи. Как следствие, в других регионах наблюдается серьезных отток потенциальных студентов.

2. Так называемая образовательная миграция, описанная выше, с одной стороны помогает молодым людям получить доступ к качественному образованию. С другой стороны, ситуация двоякая: из-за массовых переездов одни регионы получают ценные кадры из числа приезжих выпускников вузов, которые остаются в чужих регионах на ПМЖ; другие же, напротив, теряют хороших работников, уехавших в более развитые города. В результате мы и получаем имеющийся сейчас на рынке труда дисбаланс.

3. И, наконец, именно этот дисбаланс порождает значимые различия в состоянии экономик регионов, теряющих и принимающих выпускников школ.

Регионы, в которых вузов не хватает

-3

Субъекты Российской Федерации, где местные высшие учебные заведения отсутствуют, — это Чукотка, Ямало-Ненецкий и Ненецкий округа. Однако в них имеется несколько филиалов университетов других субъектов страны.

Еще восемь республик и областей также не могут похвастаться большим выбором учебных заведений — в каждом из них всего по одному вузу. Такая ситуация сложилась в Еврейской АО, Хакасии, на Алтае, в Калмыкии и республике Тыва, а также в Мурманской, Ленинградской и Магаданской областях.

При этом другие регионы России насчитывают по десять и больше институтов и университетов. Ученые и исследователи предлагают несколько вариантов выхода из непростой ситуации.

Как удержать перспективные кадры?

-4

  1. Важно создать для студентов в родных регионах такие условия, чтобы им хотелось после получения диплома вернуться домой и остаться там жить и работать. Следовательно, такие субъекты должны максимально заинтересовать молодых специалистов определенными перспективами, предложить работу с достойной оплатой труда. Однако сделать это можно не всегда — все зависит от местной экономики.
  2. Немаловажную роль играет инфраструктура. По мнению экспертов, чем больше она будет приближена к уровню больших городов, тем больше студентов захотят жить в российских глубинках. Ведь не каждому подходит, например, бешеный ритм Москвы. Или же просто у выпускника хорошего вуза первое время неизбежно возникают трудности с трудоустройством.
  3. Исследователи также отмечают, что в стране необходимо максимально сохранять и развивать среднее специальное образование, так как рабочие места, имеющиеся на заводах, стройках и других предприятиях, нередко пустуют. При наличии перспективных кадров, получивших среднее профессиональное образование, количество рабочих можно увеличить.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Что отличает успешного студента? 7 привычек, который может выработать каждый

12 слов, которыми мы пользуемся, но о чьем происхождении не подозреваем

Как учиться за границей максимально бюджетно — или вообще бесплатно