Найти тему

Художница Армине Хачатрян: 7 ярких монографий об известных художниках-аутсайдерах

Искусство аутсайдеров - это не столько особый жанр, сколько их множество: народное искусство; визионерское искусство; работы узников, заключенных в тюрьму или нетрудоспособных художников. Единственное, что объединяет этих художников, - это то, что они самоучки. Неудивительно, что ведутся давние дебаты по поводу эффективности использования термина «искусство аутсайдеров» в качестве универсального термина для такого рода работ, и отношение к нему, как к культурному явлению с годами изменилось. В течение 1920-х годов исследования психиатрических пациентов привели к использованию ярлыка «искусство безумцев» для описания произведений искусства, созданных некоторыми из них. В 1940-х годах французский художник Жан Дюбюффе отстаивал такое выражение как самостоятельную категорию, назвав его Art Brut. Между тем в Соединенных Штатах народное искусство, или «Американа», как его еще называли, захватило воображение публики в 1950–1960-х годах. Лишь в 1972 году британский историк искусства Роджер Кардинал придумал дескриптор «Искусство аутсайдеров» в качестве названия своей книги на эту тему. С тех пор художники-самоучки стали основным направлением деятельности, стирая грань между их работой и работой художников с формальным образованием. Однако как бы вы это ни называли, некоторые из самых поразительных художников прошлого века работали вне художественно-исторического канона.

1. Клаус Бизенбах: "Генри Дарджер" | Klaus Biesenbach: "Henry Darger"

Назвать Генри Дарджера суперзвездой было бы преуменьшением. Тем не менее, как подробно описал Клаус Бизенбах, Дарджер трудился в полной безвестности, поддерживая себя уборщиком и посудомойкой в ​​больницах окрестности своего родного города Чикаго. Его основными развлечениями были посещение мессы и работа дома над своим фантастическим произведением "Царства нереального", книгой объемом 1500 страниц с сопроводительными рисунками и коллажами, изображающими андрогинных детей препубертатного возраста, которых часто изображали обнаженными. Вырезанные из газет или прослеженные по фотостатическим увеличениям, взятым из книжек-раскрасок и каталогов, эти рисунки изображали “Девочек Вивиан”, как называл их Дарджер, прыгающих в предлапсарианских пейзажах, ведя графически жестокую битву с солдатами, стремящимися уничтожить их. Причудливое па-де-де между жестокостью и идиллией, работа Дарджера была обнаружена только тогда, когда его домовладельцы освободили его квартиру незадолго до его смерти. Хотя Генри Дарджер жил на задворках общества, он оставил ему удивительное наследие.

2. Пол Арнетт, Джоанн Каббс и Юджин Меткалф-младший: "Циферблат Торнтона в 21 веке" | Paul Arnett, Joanne Cubbs, Eugene w. Metcalf Jr., "Thornton Dial in the 21st Century"

Одним из наиболее заметных событий, влияющих на художников-аутсайдеров в последние десятилетия, стало становление все более прозрачных границ между их усилиями и усилиями выпускников художественных школ. Нет лучшего случая, чем Торнтон Дайал, который стал ключевой фигурой в современном искусстве, несмотря на свое образование-самоучки. Дайал родился в Алабаме в 1928 году, и его конструкции, выполненные в смешанной технике - обычно сделанные из дерева, крашеной ткани и найденных предметов - определенно подходят ко всему, что создано лучшими американскими художниками его поколения. Богато иллюстрированная 150 изображениями, эта книга посвящена продукции Dial после 11 сентября, которая включала рисунки и смешанные медиа-комбинации, комментирующие события того дня и последовавшее вторжение в Ирак.

3. Джеффри Вулф: "Джеймс Кастл: ретроспектива" | Jeffery Wolf: "James Castle: A Retrospective"

Родившийся в Гарден-Вэлли, штат Айдахо, в 1899 году, Джеймс Касл с младенчества был глухим и не говорил. Тем не менее, Касл нашел способ общаться с помощью необычного набора рисунков и трехмерных конструкций из бумаги, картона, дерева и предметов, найденных в усадьбе его родителей. Начиная с детства, он изображал свое сельское окружение с помощью изображений домов, животных, пейзажей и местных жителей, созданных с помощью смеси сажи из дровяной печи и слюны, нанесенной заостренными палками и другими специальными приспособлениями. Его стиль, хотя и интуитивно понятный, отражал параллельные разработки в искусстве 20-го века, такие как экспрессионизм, что делало его работы поразительно свежими. Этот окончательный том о Касле послужил каталогом для ретроспективы его карьеры 2008 года в Музее Филадельфии и включает 300 изображений, а также документальный фильм на DVD, посвященный его жизни и искусству.

4. Линн Кук: "Мартин Рамирес: переосмысление заключения" | Lynne Cook: "Martin Ramirez: Reframing Confinement"

Для людей, которые ассоциируют искусство аутсайдеров с психическими заболеваниями, работы Мартина Рамиреса, казалось бы, являются очевидным доказательством — но только до определенного момента. Мексиканский крестьянин, родившийся в 1895 году, Рамирес был помещен в психиатрическую лечебницу после прибытия в Калифорнию эпохи депрессии в поисках работы, чтобы прокормить свою семью. Почти ничего не обнаружив, он пережил эмоциональный срыв и в 1931 году был арестован за бродяжничество. Признанный властями невменяемым, несмотря на его протесты, Рамирес впоследствии был отправлен в государственные приюты на всю оставшуюся жизнь. После неоднократных попыток побега он смирился со своей судьбой и начал создавать рисунки, которые с тех пор были признаны одними из лучших в 20 веке. Взятые по памяти, его изображения часто изображают человека верхом на лошади, находящегося в условиях клаустрофобии, определяемой вложенными повторяющимися линиями. Этот сборник эссе, составленный Линн Кук, сопровождается 80 иллюстрациями и содержит последние исследования о жизни и творчестве Мартина Рамиреса.

5. Джон М. МакГрегор: "Метаморфозы: Волоконное искусство Джудит Скотт" | John M. MacGregor: "Metamorphosis: The Fiber Art of Judith Scott"

Среди прочего, книга Джона МакГрегора поднимает вопрос об интенциональности в искусстве аутсайдеров, взяв в качестве примера скульптуры из волокна, созданные Джудит Скотт. Уроженка Огайо, родившаяся с синдромом Дауна, Скотт также была глухой и не могла говорить. В возрасте 45 лет, после зачисления в Оклендский Центр искусств Creative Growth, она начала создавать загадочные коконоподобные формы, обматывая пряжу, веревку и полоски ткани вокруг множества найденных предметов. Иногда ее работы казались образными, особенно одна часть, изображающая соединенные формы, которые могли или не могли относиться к сестре-близнецу (которая не была инвалидом), с которой Скотт была разлучена, когда она впервые была помещена в лечебное учреждение в возрасте семи лет - потерю, которую Скотт, очевидно, чувствовала на протяжении всей своей жизни.

6. Лесли Амбергер: "Между мирами: искусство Билла Трейлора" | Leslie Umberger: "Between Worlds: The Art of Bill Traylor"

Билл Трейлор, которого многие считают каноническим деятелем искусства 20-го века, родился в рабстве на плантации в Алабаме в 1853 году. Он стал свидетелем Гражданской войны, Реконструкции и восхождения Джима Кроу, который после освобождения работал издольщиком. В 1939 году в возрасте 85 лет он переехал в Монтгомери, где оказался бездомным на улицах Черного района города. Проводя время, наблюдая за людьми на главной улице района, однажды он нашел выброшенные на дорогу карандаш и бумагу, после чего начал спонтанно рисовать. С помощью местного белого художника (который, оценив талант Трейлора и подаривший ему в последствии художественные принадлежности), Трейлор в конечном итоге создал около 1500 визуализаций с фигурами и животными, основанными на его наблюдениях и воспоминаниях. Он работал в поразительно модернистском стиле, изображая свои предметы ярко раскрашенными, абстрактными формами, плавающими против пустых фонов. Создавая своего рода магический минимализм, Трейлор свидетельствовал о стойкости афроамериканцев в темную эпоху. Приблизительно 205 изображений его работ, включая примеры, которые ранее не публиковались, сопровождают этот сборник произведений о Билли Трейлоре.

7. Харальд Зееманн: "Мирослав Тихий: Посвящается женщинам Кийова" | Harald Szeemann: "Miroslav Tichy: Dedicated to the Women of Kyjov"

Мирослав Тихий, учился в художественной школе в Праге, завоевав некоторую репутацию художника-модерниста, пока соцреализм не стал официальным стилем после коммунистического переворота в 1948 году. Тихий перестал рисовать и уединился в своем родном городе Кийов. Там он начал то, что можно охарактеризовать только как де-факто аутсайдерскую практику, когда он делал вуайеристские фотографии женщин с помощью примитивной, сделанной вручную камеры. Тайком сделанные им с большого расстояния изображения были размытыми и едва различимыми. Тем не менее, они были пропитаны жутким эротизмом, который, казалось, буквально исходил из сточной канавы, когда Тихий, который со временем становился все более неопрятным, бродил по улицам, запечатлевая своих подданных на разных стадиях дезабилье (по иронии судьбы, он сам находился под наблюдением государства как диссидент). Его работа оставалась неизвестной, пока сосед не сделал ее достоянием общественности.

Автор: художница Армине Хачатрян