Найти в Дзене
Денис Евсеенков

Что делает собаку убийцей или способна ли она в принципе убить человека?

– Конечно, может, но тут важен контекст. — 70% владельцев не удаётся решить проблему охраны ресурса; — собаки, у которых практиковали отбирание еды в 8-16 недельном возрасте, — хуже поддавались коррекции в старшем возрасте; — собаки, которым добавляли еду, реже проявляли склонность к охране ресурса; — собаки, которых учили отказываться от ресурса, но безуспешно, больше угрожали, чем кусали [3]. У многих собачников есть примеры, когда собака с выраженной пищевой агрессией охраняет и миску с сухим кормом, да с чем угодно, хотя никогда не ела сырого мяса. Но это опять вариант защиты значимого для собаки ресурса, а не желание съесть хозяина. Но может ли собака рассматривать человека, как добычу и охотиться на него? Давайте обратимся к истории одомашнивания собак. Самая популярная теория говорит о том, что оседлый образ жизни первобытного человека способствовал тому, что предки современных собак стали использовать пищевой мусор, как кормовую базу. Постепенно между человеком и собакой возник

– Конечно, может, но тут важен контекст.

  1. По статистике самое большое количество смертельных укусов собак среди детей 2-4 лет. Это не голодные и доведённые до отчаяния животные, а, в основном, сытые домашние собаки. Тут всё достаточно очевидно: взрослые иногда оставляют детей без присмотра наедине с собакой, что может привести к трагедии, так как малыши не умеют правильно считывать сигналы собаки, могут грубо общаться с ней, а уязвимые части тела ребёнка (голова, шея) очень близки к пасти животного. В одном из экспериментов детям и взрослым показывали нейтральные, счастливые и агрессивные мимические экспрессии собак и людей (на фотографиях). В итоге агрессивную мимику собак как «переживание радости или счастья» оценили: 4-летние дети в 69%, 5-летние в 35%, 6-летние в 25%, а среди взрослых лишь в 1% [1].
  2. А что по бездомным собакам? Портал http://www.animalsprotectiontribune.ru/ опубликовал официально зарегистрированные смертельные случаи нападения бродячих собак на людей в России и СНГ. За 11 лет приведён 391 случай нападения на человека со смертельным исходом. Но если вчитываться в эти истории, то часто там не установлена точная причина нападения, иногда даже непонятно, а был ли человек жив изначально или собаки растерзали уже труп? Безусловно, бродячие одичавшие собаки – это не сытый питомец на диване. Стаи бродячих собак могут проявлять территориальную агрессию, особенно в местах, где этих собак прикармливают сердобольные местные жители. То есть тут речь идёт о защите территории (ресурса), а не о целенаправленной охоте на человека.
  3. Идиопатическая агрессия у собак (синдром ярости), который связывают в том числе с низким уровнем серотонина в крови и нарушением работы щитовидной железы. Например, в недавнем прошлом идиопатической агрессией страдали некоторые линии разведения английского кокер-спаниеля [2].
  4. Голод. Речь не о том, что собаку забыли вчера вечером покормить, речь о выживании. Тут вспоминаются рассказы о людоедстве в блокадном Ленинграде. Это не самая примечательная часть истории Ленинграда, но показательная в том плане, что даже человек, который воспитан в определённой культурной среде, может переступить черту. Но в современных населённых пунктах, особенно мегаполисах, столько пищевых отходов, сердобольных бабушек и прочих неравнодушных людей, что уличные собаки не испытывают сильного дефицита в пище. Что касается хозяйской собаки, то, как нужно морить голодом свою собаку, чтобы она решилась напасть на человека?!
  5. Отдельно стоит рассмотреть рекомендации «гуру кинологии» – Антуна Наджаряна, который советует не кормить собаку сырым мясом, так как это «будит в ней хищника». Несколько позже Антуан решил всё же «смягчить» своё утверждение и уточнил, что сырое мясо давать собаке можно, но только нарезанное кусочками. В словах Наджаряна есть логика, но не та, которую он транслирует. Всё достаточно просто и не нужно сюда приплетать волков и теорию вожака стаи. У любой собаки есть свои пищевые предпочтения. Для собаки, которая уже проявляет пищевую агрессию (защиту пищевого ресурса), сырой кусок мяса или мосол будут более значимыми, чем сухари. Кроме того в пищевой агрессии часто много выученного, того, что хозяин осознанно или неосознанно подкрепил в поведении своей собаки. По исследованиям:

— 70% владельцев не удаётся решить проблему охраны ресурса;

— собаки, у которых практиковали отбирание еды в 8-16 недельном возрасте, — хуже поддавались коррекции в старшем возрасте;

— собаки, которым добавляли еду, реже проявляли склонность к охране ресурса;

— собаки, которых учили отказываться от ресурса, но безуспешно, больше угрожали, чем кусали [3].

У многих собачников есть примеры, когда собака с выраженной пищевой агрессией охраняет и миску с сухим кормом, да с чем угодно, хотя никогда не ела сырого мяса. Но это опять вариант защиты значимого для собаки ресурса, а не желание съесть хозяина.

Но может ли собака рассматривать человека, как добычу и охотиться на него?

Давайте обратимся к истории одомашнивания собак. Самая популярная теория говорит о том, что оседлый образ жизни первобытного человека способствовал тому, что предки современных собак стали использовать пищевой мусор, как кормовую базу. Постепенно между человеком и собакой возникла тесная связь. Собаки стали охотиться вместе с человеком, а для этого нужно доверять и хорошо понимать друг друга, а не быть потенциальным обедом. Последующая селекция ещё больше стала поддерживать инфантильность собаки и её лояльность к человеку. К слову, терпимость собак к жёстким аверсивным методам дрессировки – это тоже последствия нашего искусственного отбора. Собака должна быть безопасной. Это ещё более актуально в современном мире, где собака всё больше заводится, как домашний питомец на правах члена семьи. Кроме того уже несколько исследований подтвердили, что между хозяином и его собакой возникает «биохимическая связь» – при тесном контакте у обоих возрастает уровень окситоцина (гормон привязанности) [4]. Трудно себе представить ситуацию из серии «Я так тебя люблю хозяин, так люблю, что готов съесть при первой возможности». Стратегия современной домашней собаки – это получить выгоду от коммуникаций с человеком. И домашние собаки прекрасно научились считывать нашу мимику, эмоции и мастерски нами манипулировать.

Ещё больше ясности в этот вопрос может внести Ясон Бодридзе (учёный-этолог, доктор биологических наук, проживший в стае волков почти два года), который рассказывает в одной из своих лекций о том, как у волка формируется «хищнический инстинкт». Одно из определений гласит, что «хищнический инстинкт – это врожденный комплекс поведенческих реакций, направленный на поимку и поедание потенциальной жертвы». То есть хищник (в нашем случае собака) должен ассоциировать (врождённо) живой объект (человека) с пищей. Что нам говорит об этом Ясон Бодридзе [5]:

В 20-дневном возрасте у волчат (и у собак в своём большинстве) формируется положительная реакция на запах крови и мяса. Но это не хищническая реакция.
К 25-30 дню жизни формируется реакция преследования движущихся объектов (нет разницы живой объект или нет) и пробы на зуб. Происходит знакомство с объектом через игру. Ясон Бадоидзе рассказывает о своём эксперименте с радиоуправляемыми чучелами: если чучело удалялось от волчат, то они преследовали его, а если чучело двигалось на них, то они избегали его!

Открытая лекция Ясона Бадридзе «Формирование поведение волка»

В дикой природе родители волчат:

— вначале отрыгивают мясо (происходит закрепление реакции, которая сформировалась в 20-дневном возрасте);

— затем волчатам приносят уже куски мяса без шкуры (волчата начинают понимать вкус мяса, но видового запаха ещё не знают);

— потом приносят волчатам куски мяса со шкурой (сальные железы на шкуре уже несут видовой запах, но волчата ещё не видели саму жертву);

—примерно в 5-месячном возрасте волчат начинают отводить к добыче (приходит понимание, как выглядит добыча).

В этом детальном описании наглядно показано, как постепенно происходит формирование понимания у волка, что такое его добыча. Ещё более показательным является эксперимент Бадридзе, когда он привёл в стадо овец ручного волка, который был выращен на мясе. Волк испугался овец. Он воспринимал их как угрозу, а не как добычу! То есть изначальная формулировка «хищнического инстинкта» некорректна. Ясон Бадридзе подчёркивает, что врождённый хищнический инстинкт есть у мелких хищников, например, куньих (родители не обучают своих детей). Но у псовых или других крупных хищников этого нет. Он приводит в пример опыт американских специалистов, которым пришлось спасать пухнущих с голоду волков, которых люди пытались выпустить в дикую природу. Бедные волки сидели рядом со стадом оленей и не понимали, что это их добыча. То есть у этих волков не была сформирована ассоциация между живым объектом и пищей. Необходимо либо обучение, либо собственный опыт. И тут важно уточнить, что всё это формируется в определённом возрасте.

В книге «Собаки. Новый взгляд на происхождение, поведение и эволюцию собак» [6] Л.и Р. Коппингеры приводят наблюдения Чарльза Дарвина: «Находясь в той стране, я был поражён тем, что увидел и услышал о местных пастушьих собаках. Там всюду встречаются стада овец, охраняемые собаками, которых обычно одна – две с каждым стадом. Я задался вопросом, как устанавливается такая крепкая дружба. Оказалось, что щенка отлучают от матери в очень раннем возрасте и приучают его к будущему овечьему окружению.

Три – четыре раза в день щенку дают сосать овцу, а место ему отводят в кошаре и выстилают его овечьей шерстью. Будущему пастушьему псу не разрешается общаться с другими собаками и с человеческими детьми. Кроме того щенка кастрируют, чтобы, когда он станет взрослым, у него не возникало свойственных его сородичам естественных чувств. После такой подготовки у собаки нет желания покинуть стадо, и также, как другая собака защищает своего хозяина, эта охраняет овец».

Коппингеры делают вывод: «В результате развития в такой среде хищник становится защитником тех самых животных, которые могут служить ему добычей. Когда собака растёт в доме с людьми, она становится преданной человеку-хозяину и защищает его; когда же она воспитывается со скотом, то привязывается к этим животным и защищает их.

Иначе говоря, межвидовая социальная связь между овцами и собаками определяется импринтингом у щенков в критический период социализации, который у собак длится примерно с 4-й по 6-ю неделю после рождения. Создавая определённую среду для развития щенка, можно формировать и обусловливать поведение взрослой собаки таким образом, чтобы она проявляла врождённое внутривидовое социальное поведение к особям другого вида. В результате импринтинга в навязанной среде подавляется проявление хищнического поведения по отношению к объектам этой среды (овцам)».

Подытожим. Вероятность, что ваша домашняя собака, которая с рождения имела большой опыт общения с людьми, после употребления сырого мяса или слизывания с вашего поцарапанного пальца капельки крови, станет рассматривать вас, как обед стремиться к нулю.

Список использованных источников

  1. Meints K, Racca A, Hickey N (2010) Child-dog misunderstandings: children misinterpret dogs facial expressions. Proceedings of the 2 nd Canis Science/ Forum. Vienna, Austria.99.
  2. [Amat, M., Le Brech, S., Camps, T., Torrente, C., Mariotti, V. M., Ruiz, J. L., Manteca, X. (2013) Differences in serotonin serum concentration between aggressive English cocker spaniels and aggressive dogs of other breeds. J Vet Behav: Clin Appl Res. 8 (1):19–25]
  3. Jacobs JA, Coe JB et al. Factors associated with canine resource guarding behaviour in the presence of dogs: A cross-sectional survey of dog owners. Prev Vet Med. 2017 S0167-5877(17)30124-1. Jacobs, Jacquelyn A. et al. Ability of owners to identify resource guarding behaviour in the domestic dog. Applied Animal Behaviour Science , Volume 188 , 77 – 83
  4. Oxytocin-gaze positive loop and the coevolution of human-dog bonds Miho Nagasawa1,2, Shouhei Mitsui1, Shiori En1, Nobuyo Ohtani1, Mitsuaki Ohta1, Yasuo Sakuma3, Tatsushi Onaka2, Kazutaka Mogi1, Takefumi Kikusui1, See all authors and affiliations Science 17 Apr 2015: Vol. 348, Issue 6232, pp. 333-336 DOI: 1126/science.1261022
  5. Открытая лекция Ясона Бадридзе «Формирование поведение волка»