Со школьных времён в деревенском родительском доме храню свои школьные тетрадки, время от времени листая их пожелтевшие странички, исписанные аккуратным детским почерком более полувека назад.
Особо сегодня привлекают сочинения на так называемые свободные темы, по которым легко можно узнать, что тогда думали мы, школьники 60-70-ых, о своей стране (ещё сильной могущественной советской державе) и о своём будущем. Тематика сочинений - самая пёстрая: от пафосно - патриотической («Герои нашего времени», «С чего начинается Родина») до приземлённой («Кем бы я хотел стать», «Как я провёл школьные каникулы»). Но объединяло их одно: всё в них было радужно и прогнозируемо, и не усматривалось ни малейшего намека на то, что вихри истории могут смять хорошее, с чем мы жили. И что само понятие Родины (той, прежней) скукожится и нивелируется.
Сочинения писали по нескольку раз в течение учебного года, чуть ли не после каждой пройденной темы. Считалось, что это способствовало обучению свободной письменной речи.
Большинство школьников редко выбирали классическую тематику (по мотивам литературных произведений) – здесь имелся огромный риск: либо забредёшь не туда, куда надо (если пуститься в вольнодумство), либо придётся шпарить шаблонными формулировками, изменяя только фактический материал. И то, и другое не всегда приносило ожидаемые дивиденды в виде хорошей оценки. Хотя подобный формат подразумевал и несомненный плюс - к такому сочинению можно было подготовиться заранее: как бы ни сформулировали тему, писать приходилось об одном и том же.
Но главное, чем они были не по душе ученикам, - тем приходилось демонстрировать идейную лояльность: они должны были показать, что усвоили «правильное» понимание писателя и текста, как это пытались вдолбить в них учителя. Замечу, что лишь ближе к 80-ым годам собственная точка зрения на классические произведения стала не просто возможной, но и обязательной. Вот почему многие равнодушно пробегали глазами обозначенные на школьной доске две первые темы (там непременно было что-то из «Грозы», «Героя нашего времени», «Мёртвых душ» или «Войны и мира»), и выбирали беспроигрышный вариант - свободную тему. Тут можно было сыграть на повышенной эмоциональности и собственной точке зрения.
Хорошо помню своё первое сочинение на тему «Кем я хочу быть». Дело было в пятом или шестом классе. Тогда я сильно увлёкся рисованием и имел определённые способности, поэтому выбор был предрешен - буду художником! А в обоснование своей мечты преподнёс на полутора страницах школьной тетради наивную детскую ересь о том, как накануне сотворил «шедевр изобразительного искусства» в виде картинки с изображением космонавта на Луне. Никто её, разумеется, в глаза не видел, но по одному лишь моему живоописанию весь класс (включая учительницу, вдохновенно зачитавшую сей опус) не усомнился в моём великом предназначении.
В пику моему образцово-показательному сочинению учительница сначала зачитала, а потом подвергла жёсткой обструкции опус одноклассницы Людки, доведя её до слез. Та поимела неосторожность высказать мечту о карьере киноартистки, но вот беда - допустила в сочинении столько ошибок, что резюме прозвучало как приговор: «С твоей-то грамотностью только и остаётся, что в артистки!». Помню, как весь класс засмеялся, а я почувствовал неловкость от того, что стал невольным виновником инцидента. Вскоре Людка уехала, и мы потеряли её из виду. До сих пор с тяжёлым сердцем вспоминаю этот школьный эпизод, а в каждой киноактрисе с аналогичным именем пытаюсь разглядеть знакомые черты своей незадачливой одноклассницы.
Пожалуй, единственным из всех одноклассников, кому удалось реализовать свои тогдашние детские ожидания, стал Серёга. Заметно было, что учёба давалась ему с трудом, но в силу своего упёртого и целеустремлённого характера он никогда не выходил из разряда твёрдых «хорошистов». Цель- стать военным- им была озвучена тогда же. Многие восприняли это с недоумением, поскольку в отличие от предназначения прочих людей в погонах (милиционерах, пожарных) имели смутное представление об этой профессии. Помню, что чуть ли не трагедией для него на этапе поступления в военное училище стали незначительные проблемы со здоровьем. К счастью, всё обошлось! Сегодня вполне состоявшийся подполковник запаса наслаждается жизнью военного пенсионера.
Увы, наивным детским мечтаниям, не скованным пока ещё рамками действительности и подчас самым смелым и неожиданным, не было суждено сбыться - никто из нас не стал ни художником, ни путешественником, ни космонавтом, ни артистом... Уверен, что если бы подобную тему нам подбросили в выпускном классе, выбор жизненных приоритетов оказался бы более мотивированным и приземлённым, основанном не на собственных наивных представлениях, а на родительских чаяниях. И в сочинениях фигурировали бы совсем иные сферы деятельности и иные профессии - инженер, строитель, шофёр, повар, учитель. В общем, те, где работают родители, где комфорт и можно больше зарабатывать… И ведь не скажешь, что внутренняя мотивация была и пропала. Просто ожидания не совпали с реальностью, а мы не захотели торить новые пути.
Дорогие одноклассники (и не только мои), любопытно было бы узнать: сбылись ли ваши мечты, свершились ли планы? Откликнитесь!
Читайте мои предыдущие публикации на канале:
О вожде народов, святотатстве и подмене церковных понятий
Как деревенский паренёк готовил себя к армейской службе
Как я ходил в «партизаны» и едва не был втянут в странную войну
Незавидная судьба девчонок послевоенной поры
Теряем близких - теряем погребальные традиции…
Первый парень на деревне: каким он был в 60 - 70-ые?
Пишем историю российской деревни… Зачем?
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал и рекомендуйте его своим друзьям! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!