Маркетологи убеждают нас, что современные моторы прогревать не нужно. Реальность же с её законами физики за десятилетия не поменялась, и прогрев двигателю по-прежнему необходим. Только проводить его нужно правильно, иначе навредите. И уделять внимание при этом не только мотору.
Сейчас в моде убеждать автомобилистов, что никаких дополнительных хлопот с машиной не нужно: открыл, сел и сразу поехал. И забудьте о «старорежимном» прогреве! Умыслов у такого посыла два. Первый – экологический. Весь продвинутый мир помешался на уменьшении вредных выбросов. Прогрев двигателя их увеличивает, и, значит, в современной реальности ему не место. Второй – финансовый. От отсутствия прогрева мотор прослужит меньше. Следовательно, владелец раньше потратится на запчасти или вовсе на новую машину. Производители в выигрыше.
Вот только, несмотря на уверения маркетологов, двигатели внутреннего сгорания за сотню с лишним лет сильно не изменились внутри. В них по-прежнему масса трущихся деталей, которым для долгой работы необходима качественная смазка. А разнообразие материалов, форм и размеров приводит к тому, что компоненты мотора прогреваются с разной скоростью. Давать им большие нагрузки, пока они холодные и работающие «посуху» - это означает сознательно убивать агрегат.
Добиться минимального износа двигателя, работающего зимой, можно только одним способом – если он в принципе не будет запускаться холодным. В этом плане работа машины в такси не выглядит таким уж серьёзным минусом, ведь в подобном режиме мотор не успевает остыть до конца. Или же у вас есть тёплый гараж или паркинг, где машина пребывает при температурах гораздо выше уличных. Но вообще зимой сильнее идёт износ всех узлов автомобиля вплоть до мелких резиновых уплотнений.
Точно невозможно сказать, сколько ресурса отбирает один холодный запуск. Все заявления, мол, это эквивалент сотни километров пробега при тёплой погоде – не более чем для красного словца.
Но зимой нужно прогревать не только двигатель, а всю машину. Первым квестом может стать открывание дверей. Замками сейчас уже никто не пользуется, всё нажимают клавиши на брелоке. Однако дверная ручка может примёрзнуть напрочь. А после победы над ней придётся повоевать ещё и с резиновыми уплотнителями дверей. Тянуть нужно осторожно: ручка пластмассовая, может треснуть, а уплотнитель рискует порваться или вылезти из пазов. В самом сложном случае придётся раздобыть тёплую воду или флакон размораживателя. Лить нужно без фанатизма и постараться максимально убрать затем влагу. Иначе она заледенеет и при следующем открывании только усугубит проблему. И не попадайте тёплой водой на стекло, оно может треснуть от перепада температур.
Перед запуском двигателя убедитесь, что выключены стеклоочистители. Они тоже охотно примерзают к стеклу, а мощности моторчика обычно не хватает, чтобы пересилить хватку льда. Скорее всего, сработает защита, и ничего страшного не случится. Но может перегореть предохранитель или, в худшем случае, сам электродвигатель (но это вряд ли).
Как только завели мотор, включайте обогревы зеркал и ветрового стекла, если такая функция у вас есть. Если «лобовик» без электрообогрева, в отопителе выбирайте режим «всё на стекло», максимальную температуру, малую скорость вентилятора и режим рециркуляции. «Грелки» руля и сидений тоже включайте. Во-первых, их задача максимально быстро создать комфортную атмосферу для водителя. Вот и пользуйтесь. Во-вторых, дополнительная нагрузка на генератор приведёт к повышению оборотов холостого хода двигателя, что немного ускорит его прогрев до рабочей температуры.
Если с момента вашей предыдущей поездки шёл снег, принимайтесь за работу щёткой. Обычно этих нескольких минут хватит, чтобы двигатель достаточно прогрелся для трогания с места. Современные агрегаты всё равно не достигнут рабочей температуры, пока автомобиль стоит. Так что тронуться в любом случае придется до того, как стрелка указателя температуры антифриза достигнет заветных 90 градусов.
Стоит «простимулировать» и другие системы машины. Например, повращав руль на месте, разгоните жидкость в системе гидроусилителя. Хотя сегодня в большинстве моделей используются электрические усилители, и им такие манипуляции ни к чему. Автоматическую коробки (робот или вариатор) попереключайте между режимами: P, R, N, D.
Спустя несколько минут работы на холостых можно трогаться. Но езжайте пока медленно. Прогрев мотора ускорится, но пока он не готов к работе в полную силу. Езжайте, не превышая 3000 об/мин. Если мороз совсем сильный, градусов 20 и ниже, вы почувствуете необычную жёсткость подвески. Резинкам и рабочей жидкости амортизаторов тоже потребуется время, чтобы «разойтись».
И только после того, как стрелка температуры антифриза начнёт подходить к отметке «90», а коробка и подвеска станут работать, как летом, можно демонстрировать соседям по потоку все возможности своего автомобиля.