Слушая «Кукушку» Цоя в его собственном исполнении, а также кавер-версии на эту песню, я задумалась, насколько сильно влияет артистизм исполнителя на восприятие песни.
Виктор ЦОЙ
Цой поет свою «Кукушку» очень устало, почти без эмоций. Вот, послушайте сами:
Спокойной, даже монотонной интонацией Цой вызывает у нас образ едва плетущегося, усталого человека. Он почти без надежды просит огня, чтобы подпалить оставшийся порох, и произносит почти без эмоций, немного грустно: «Вот так». Он словно и не рад тому, что есть еще порох в пороховницах и огонь, чтоб этот порох зажечь. Видимо, потому что знает – хорошего впереди ждать не приходится: вольная воля неизвестно где, голову и плечи приходится подставлять под плеть. Но он все равно идет вперед, пока остались хоть какие-то силы. Цой изображает бойца, пережившего множество испытаний, при этом сражается он, возможно, в прямом смысле на войне, но в то же время поле битвы – это вся жизнь.
Земфира
Земфира на своих концертах исполняет «Кукушку» Цоя также в малоэмоциональной, спокойной манере. Но вот в этом примере она добавляет время от времени интонационные подъемы, которые тут же стихают, словно человек испытывает надежду вырваться из этого усталого, монотонного движения, но ему не удается, словно есть надежда закончить войну и обрести счастье, но тут же приходит осознание, что время для этого еще не настало.
Ольга Кормухина
Еще один кавер на «Кукушку» Цоя сделала Ольга Кормухина.
Ее песня совсем другая. Если Земфира подражает Цою и старается быть близкой к его интерпретации, то Кормухина создает свою, совершенно другую. И песня приобретает чуть ли не противоположный смысл. Мощная, вызывающая подача, порой переходящая в крик, лишена усталости и ощущения безнадежности. Наоборот, Ольга Кормухина требует, чтобы ей дали огня, раз уж у нее остался порох, и рвется в бой. Ее солдат стремится к победе на всех парусах, не смотря на все ужасы. Если персонаж Цоя скорее расстроен тем, что его ладонь превратилась в кулак, став символом жестокости, то воин Кормухиной рад этому, для него кулак – символ приобретенной силы.
Полина Гагарина
Наибольшей популярностью пользуется кавер Полины Гагариной.
Забавно, что кавер этот скорее на исполнение Кормухиной, чем на саму песню Цоя (если судить по манере исполнения). Но все же Полина дает песне еще одну интерпретацию – трагическую. Ее воин кричит не от желания сразить все трудности и всех врагов, как у Кормухиной, а от страдания. И он тоже рвется в бой, тоже стремится все преодолеть. Для него кулак тоже скорее символ силы, и он тоже радуется, что ему дали огня, но он словно ждет, когда весь этот ужас закончится.
Так что исполнители одной песни показали нам трансформацию героя:
· сначала он полон решительности и веры в победу в интерпретации Ольги Кормухиной;
· затем он уже ощутил трагизм войны в изображении Полины Гагариной;
· Земфира показывает героя, который время от времени испытывает надежду, но погружается в безразличие;
· Виктор Цой поет от лица усталого, почти безразличного человека, который идет вперед просто потому, что не может не идти.
Я люблю все эти варианты, хотя версия Цоя мне кажется наиболее многогранной и сложной (она как как бы подразумевает все предыдущие интерпретации), а версия Гагариной наиболее эмоционально-надрывно и красиво исполненной.
А вы какой интерпретации отдаете предпочтение?
#цой #кукушка #рок #музыка #искусство #культура #полина гагарина #ольга кормухина #земфира #песни