Недавно у нашего анимационного проекта «Про Миру и Гошу» вышла серия о красоте. Это уже 12-ая серия проекта и первая, созданная на базе собственной анимационной студии Amikaya («Амикая»).
Пока мы готовили эту серию, я глубоко погрузилась в тему формирования образа собственного тела. И вместе с кандидатом психологических наук, клиническим психологом, когнитивно-поведенческим психотерапевтом Полиной Тур мы подготовили ответы на самые острые родительские вопросы.
Казалось бы, что проще, — говори детям, что они самые красивые и все будет отлично: и самооценка, и фигура, и гармония. Но получается по-другому. Мы говорим, а дети идут в школу и слышат «Ты не красивая».
И ребенок приходит домой, опустив глаза в пол: «Ты-то моя мама, ты просто меня любишь, а вот Маша Иванова, значит, правду сказала». Что же говорить о тех детях, которые от родителей слышат только критику?! Да и вообще, может быть в самооценке детей виноваты и не родители вовсе? А непропорционально худые куклы и диснеевские принцессы с тонкими талиями?
Тема внешнего вида начинает волновать детей с раннего возраста. Родителям проще всего ответить: «Да, конечно, ты красивая/ый». И, казалось бы, вопрос решён. Но ребёнок выходит в жизнь и — в саду, на площадке или в школе — сталкивается со сравнением: у Кати волосы длиннее, у Ани глаза красивее, Таню вообще все мальчики любят.
И вдруг оказывается, что всегда есть кто-то красивее. Что с этим делать и как пережить?
Психологи подтверждают, что мальчики также озабочены своим внешним видом. Только им об этом нельзя говорить: социум не разрешает им интересоваться такими вещами. Сила и ловкость — да. Но красота — нет.
В повседневной жизни мы по каждому поводу рассыпаем комплименты внешности детей: «Ой, какая ты красивая!» — когда она вышла в новом платье; «Давай сейчас сделаем красиво» — когда завязываем ей хвостик; «Какой красивый малыш!» — умиляясь соседскому мальчику. И чем больше мы говорим о внешней красоте, тем значимее она становится для ребёнка.
Наталья Ремиш (НР): Во время подготовки мультика я часто слышала от родителей: «Все вокруг говорят о бодипозитиве. А я считаю, что ребёнку не нужен лишний вес. И выглядеть он должен нормально. Мне не хочется потакать этой моде». Что можно посоветовать такому родителю?
Полина Тур (ПТ): Многие родители испытывают тревогу по поводу веса и внешности своих детей. Культ худобы и одержимость идеальным здоровьем делают своё дело. Нам внушает, что счастье, успех, активность возможно только у людей с «правильными» телами. В таких условиях, безусловно, хочется воспротивиться бодипозитиву, который воспринимается искаженно.
Для начала нужно определиться, что мы подразумеваем под термином «бодипозитив». Если, говоря кратко, под ним мы имеем в виду здоровое, позитивное отношение к собственному телу и отсутствие фиксации на своей внешности, это совершенно то, что точно нужно ребёнку как раз для счастья, для здоровья и для успеха. Потому что мы точно знаем, что если у ребёнка негативный образ тела — это важнейший фактор риска по целому ряду психологических проблем, и так же это очень плохо связано с его результатами в профессиональной сфере и с его здоровьем тоже
Практически все современные исследования ярко и красочно демонстрируют, что наши отношения с собственным телом и то, насколько здоровый образ жизни мы ведём, зависят не от объективных характеристик тела: веса, роста, процента жира, размера носа и груди. Самое главное здесь — именно образ тела, который является сложным конструктом и включает в себя 4 ключевых компонента:
- восприятие (как мы видим своё тело),
- мысли и убеждения о теле и его значимости,
- эмоции по отношению к своему телу,
- поведение (что мы делаем со своим телом).
Восприятие — это то, как мы видим своё тело в зеркале, какая картинка представлена в нашей голове относительно нашей собственной внешности. Например, мы очень хорошо знаем истории о том, как худенькие привлекательные девушки смотрят на себя в зеркало и воспринимают себя как будто бы глядя сквозь искажённое зеркало. Крайний случай таких историй мы наблюдаем при нервной анорексии, когда девушка может весить 35 килограмм и всё равно казаться себе толстой.
Что интересно — у мальчиков тоже есть зеркальная история, которая называется бигорексия, или комплекс Адониса. Тогда, наоборот, мужчине кажется, что он недостаточно раскаченный, недостаточно крупный, и вопреки тому, что его мышечная масса превышает все средние показатели, он продолжает казаться себе хиленьким. Мы уже сразу понимаем, что этот образ тела может быть как позитивным, так и негативным.
Негативные образы тела — это искажения в восприятии. При этом здоровый образ тела — это не обязательно восторженное отношение к каждой клеточке своего тела. Мы можем считать, что некоторые его части далеки от современных эталонов красоты. Но мы также понимаем, что это не может нам помешать быть счастливыми. Мы знаем, что тело — это не просто картинка.
Мысли и убеждения — это то, что человек думает о своей внешности (точной или искажённой картинке тела), представления об «идеальной внешности», мысли о возможностях и потребностях тела и убеждения о значимости привлекательности в жизни человека.
Эмоции по поводу тела — при здоровом образе тела мы уважаем своё тело, испытываем к нему благодарность. Что-то нравится, что-то не нравится, но в целом человек доволен своим телом. При негативном образе тела главными эмоциями становятся стыд, тревога, ненависть, отвращение.
Поведение — то, что человек делает со своим телом. Здоровый образ тела — «слушаю и слышу своё тело. Чувствую его. Проявляю заботу. Вкусно и сбалансированно кормлю по голоду, даю посильную нагрузку и позволяю вовремя отдохнуть. Занимаюсь сексом с тем, с кем хочется, и когда и как хочется». Негативный образ тела — «я не слышу своё тело. Мне плевать на его потребности. Я насилую его и тираню самыми разными способами».
НР: Что же всё-таки влияет на то, что ребёнок воспринимает себя и тело негативно? Мы выслушали сотни родителей, когда готовили сценарий мультика. И все они утверждают, что говорят ребенку только хорошие слова, а ребенок все равно комплексует.
ПТ: На это влияет большое количество разнообразных факторов, которые действуют на отношение ребёнка с собственным телом в ещё дошкольном возрасте. В первую очередь это всё, что связано с поведением родителей. В данном случае факторами могут быть как и их собственные отношения с телом, потому что во многом здесь происходит обучение по принципу ролевой модели. Это так же и то, какие мысли, какие послания родители транслируют непосредственно своему ребёнку, какую политику взаимоотношений со своим телом они ему продвигают.
Мы точно знаем, что на образе тела негативно сказывается нездоровое отношение родителя со своим телом, высокий уровень критики к внешности ребёнка, а так же большое количество комментариев, даже позитивных, так же завязанных на тематике внешней привлекательности, веса, худобы и так далее. То есть даже если родители вроде бы делают комплименты, мы знаем, что прогностически это может быть связано с негативным образом своего тела, потому что у ребёнка формируется сверхзначимость собственной внешности, и он считает, что именно от этого будет зависеть, примут его или отвергнут; похвалят или он окажется нелюбим, неуспешен и так далее.
НР: А если люди комментируют не себя, а других людей?
ПТ: Спасибо вам за этот замечательный вопрос. В принципе большое количество разговоров о силе, о внешности, критические замечания относительно, например, веса знаменитостей, негативные издевательства по поводу того, что та или иная звезда потеряла форму и выглядит отвратительно или не имеет права носить такие короткие юбки — всё это в данном случае фактор риска.
В таком случае ребенок делает вывод, что внешность — это что-то суперважное, то, от чего зависит принятие и признание самых близких и самых важных для меня людей — родителей.
Мы также знаем, что детские игрушки и, в принципе, образы в мультиках — тоже один из факторов формирования негативного отношения к собственному телу. Если девочка с раннего детства окружена этими безупречными, нереалистично длинноногими и стройными девушками, то у неё формируется образ идеального тела.
Очень здорово, что сейчас у нас среди игрушек присутствует в значительной мере разнообразие, в том числе и телесное. Есть куклы с разными расами, с витилиго и так далее. И Барби тоже стали представлены в разных телесных конституциях. Это очень хороший тренд, потому что ребёнок с раннего детства видит разные варианты тела, он может поиграть с ними. Он находит ту куклу, с которой можно идентифицироваться и не почувствовать, что ты лишний на этом празднике жизни, — это очень важно.
В основном, проблемы с восприятием собственной внешности — это женская история. Но и мальчики от неё не защищены. Исследователь той самой бигорексии посчитал, что игрушки для мальчиков тоже разительным образом преобразились. У солдатиков и супергероев процент жира и мышечной массы с каждым годом растёт и растёт. У них тоже есть определённый прессинг на самом деле.
Были очень популярные куклы и сериал, связанный с ними — Монстер Хай. Они вроде тоже были направлены на диверсификацию, там даже песня была «Мы — монстры, мы гордимся..» с посылом, что «кто-то из нас вампир, кто-то мумия, но ничего страшного». Но при этом они всё равно были стройными. То есть за видимой диверсификацией всё равно шёл посыл, что будь ты монстром или вампиром, ты должен быть супермоделью. Нужно понимать, что инфополе формируется и игрушками, и сериалами, и так далее.
Главная идея в том, что у людей в голове есть ложная дихотомия. Либо «я ненавижу своё тело, но тогда занимаюсь им», либо «я становлюсь бодипозитивным, но тогда лежу на диване, ем гамбургеры и всячески морально разлагаюсь». Задача в том, чтобы сформировать позитивное здоровое отношение к собственному телу. И если оно будет, тогда на этой основе формировать здоровые привычки, связанные со спортом, питанием, с таким спокойным принимающим отношением к себе, на основе которого как раз всё то, о чём мечтают родители, и происходит. Вот это задача.
Когда мы читаем рекомендации детских зарубежных эндокринологов в ситуации, когда объективно есть проблемы лишним весом и некоторые риски для здоровья, мы видим в рекомендации, как с этим работать, акцент не на том, что ребёнок толстый и ему надо похудеть, а на формировании привычек, направленных на движение в удовольствие, на сбалансированную еду и так далее. Принципиальная смена фокуса и понимание того, что бодипозитив — это очень полезно и абсолютно про то, к чему родители и стремятся.
А всем родителям рекомендую посмотреть и обсудить с детьми серию «Что такое красота?».