Найти тему
RBI. Строим искусство

Ретро-фото Петербурга от отца российской репортажной съёмки Карла Буллы

Оглавление

Сейчас очень интересно рассматривать старые фотографии, узнать, как жили люди десятилетия назад. Но снимков до начала XX века сохранилось мало: тогда съёмки повседневной жизни были коммерчески невыгодны. Всё изменилось во времена работы фотографа Карла Булла, благодаря которому до нас дошли самые атмосферные фотографии старого Санкт-Петербурга.

Карл Булла
Карл Булла
Я родился в Пруссии, но в десять лет переехал с родителями в Санкт-Петербург. Меня отправили работать посыльным в «Дюпарт», где продавали фотопринадлежности. Там я изучил русский язык, фотодело и позже стал подмастерьем.

Что фотографировал Карл Булла?

Григорий Распутин с офицерами
Григорий Распутин с офицерами

Известных личностей и обычных жителей города

В 1875 году Карл открыл собственное фотоателье на Садовой, 61. В конце 19 века были популярны салонные фотопортреты, и фотограф принимал всех желающих: и известных, и простых людей.

Пирогов, Стасов, Горький, Репин, 1905
Пирогов, Стасов, Горький, Репин, 1905
Репин читает известие о смерти Льва Толстого. Слева Чуковский. 1910
Репин читает известие о смерти Льва Толстого. Слева Чуковский. 1910
Фёдор Шаляпин на репетиции, 1913
Фёдор Шаляпин на репетиции, 1913
Карл Булла и Лев толстой в Ясной поляне в объективе сына Карла Булла, Виктора
Карл Булла и Лев толстой в Ясной поляне в объективе сына Карла Булла, Виктора
Продавец Кваса
Продавец Кваса

К Булле выстраивались очереди, потому что люди на его фотографиях получались живыми и не похожими друг на друга. По воспоминаниям очевидцев он первый из фотографов просил человека в кадре не сидеть слишком натянуто. Говорят, он мог без труда расположить к себе незнакомых людей: рассказывал истории, делился новостями и шутил.

Жители Петербурга наблюдают солнечное затмение 4 апреля 1912 года
Жители Петербурга наблюдают солнечное затмение 4 апреля 1912 года

Повседневную жизнь и виды для открыток

В конце 19 века появилась новая технология съёмки на сухих бромжелатиновых пластинках. Тогда удалось наладить их промышленное производство, потому что их можно было изготовить заранее в большом количестве. Технология позволяла снимать на короткой выдержке без штатива, и уличная съёмка стала намного проще.

Кольцо трамвая №3, 1903
Кольцо трамвая №3, 1903
Угол Невского и Садовой во время снега 24 мая 1908 года
Угол Невского и Садовой во время снега 24 мая 1908 года
Внутренний вид «Пассажа», впервые освещённого электричеством, 1900-1903
Внутренний вид «Пассажа», впервые освещённого электричеством, 1900-1903
Открытка с видом на набережную Фонтанки
Открытка с видом на набережную Фонтанки
Открытка с видом на Неву
Открытка с видом на Неву
Аничков мост на открытке
Аничков мост на открытке
Мне нравилось снимать на улице, и в 1886 году я получил разрешение на «всякого рода фотографических работ вне дома.

Несмотря на разрешение и техническую возможность, денег с таких фотографий было не заработать, потому что ими никто не интересовался. Тогда Карл Булла снимал подобные кадры для себя. Всё изменилось, когда в 1894 году Министерство внутренних дел разрешило «бланки открытых писем частного изготовления» в стандарте Всемирного почтового союза. С этого момента уличная съёмка стала весьма прибыльна, и фотограф открыл собственную типографию для печати открыток.

Царских особ

В 1897 году самое популярное иллюстрированное издание «Нива» впервые опубликовало его снимок. После этого его работы стали появляться во многих газетах и журналах, что подарило фотографу настоящую известность.

Император Николай II прибыл в Петербург для празднования 300-летия Дома Романовых, 1913
Император Николай II прибыл в Петербург для празднования 300-летия Дома Романовых, 1913
Император Николай II в своем кабинете в охотничьем домике, 1901
Император Николай II в своем кабинете в охотничьем домике, 1901

В 1904 году Карл Булла получил разрешение снимать «виды столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии» и «производить фотографические съемки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа». Благодаря этому до нас дошли снимки последнего императора и его семьи.

Дочери Николая II: Мария, Татьяна, Анастасия и Ольга, 1914
Дочери Николая II: Мария, Татьяна, Анастасия и Ольга, 1914

Мастер продолжал снимать и портреты в бытовой обстановке, так называемые репортажные портреты. Именно по его фотографиям мы знаем облик Фёдора Шаляпина, Льва Толстого, Ильи Репина, Максима Горького и можем увидеть их в непринужденной обстановке.

Иногда мои модели хотели сфотографироваться со мной, и я с удовольствием соглашался
У входа в Михайловский манеж на Первую автомобильную выставку 12 мая 1907 года
У входа в Михайловский манеж на Первую автомобильную выставку 12 мая 1907 года

Важные события

Карл Булла присутствовал на всех важных событиях России, например, на праздновании 200-летия Петербурга и спуске на воду крейсера «Аврора». Он был фотографом Российского пожарного общества, Императорской Публичной библиотеки, Управления Санкт-Петербургского градоначальства и других учреждений столицы. За свою работу получил множество наград и медалей, в том числе и иностранных.

Я говорил, что снимаю всё, в чём только встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни местностью, ни помещением, как днём, так и во всякое вечернее время, при искусственном свете.
Празднование 200-летия Петербурга, 1903
Празднование 200-летия Петербурга, 1903
Депутаты Государственной Думы на приёме у императора Николая II 27 апреля 1906 года
Депутаты Государственной Думы на приёме у императора Николая II 27 апреля 1906 года
Дворцовая площадь в момент провозглашения манифеста о вступлении России в войну, 20 июля 1914 года
Дворцовая площадь в момент провозглашения манифеста о вступлении России в войну, 20 июля 1914 года
Фотомастерская Карла Буллы на Невском проспекте
Фотомастерская Карла Буллы на Невском проспекте

На пике известности Карл Булла открыл новую фотомастерскую на Невском, 54. Там он сделал ещё немало прекрасных снимков, но через восемь лет после открытия оставил ателье сыновьям, а сам уехал в Эстонию.

Карл Булла оставил грандиозное фотографическое наследие. Больше 200 тысяч негативов хранятся в коллекциях Государственного Эрмитажа, Российской национальной библиотеки, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, а также частных собраниях.

-24

В 2003 году на 300-летие Санкт-Петербурга состоялось открытие воссозданного фотосалона имени Карла Булла по тому же адресу. Там хранятся портреты и репортёрские снимки фотографа, а также проходят временные экспозиции. С 1 декабря 2021 года в легендарной фотомастерской проходит выставка «Династия Булла».

Фото: humus.livejournal.com, fotogora.ru, currenttime.tv, bullafond.ru, russiainphoto.ru, chronograph.livejournal.com, ria.ru, mediashkola.livejournal.com, kotbeber.livejournal.com