Это имя я впервые увидел лет тридцать тому назад, когда мне в руки из расформированной библиотеки попала книжка "Автомобили-самосвалы" 1987 года издания. В выходных данных книги, в перечне авторов, там значилось: "Под общей редакцией Арсена Сократовича Мелик-Саркисьянца". Книга оказалась полезная: с разбором конструкции всех базовых моделей советских автосамосвалов того периода времени, и я периодически обращался к ней впоследствии в справочных целях. Вот несколько страниц из нее:
Позднее в моем книжном собрании появился ведомственный каталог 1984 года издания, посвященный главным образом автосамосвалам разработки ММЗ и товарам народного потребления, которые выпускались на автомобильном производстве Мытищинского машзавода. И снова в выходных данных - фамилия Мелик-Саркисьянца, только теперь уже с пояснениями: "кандидат технических наук, главный конструктор по автомобильному производству завода". Несколько страниц:
В 2000-е годы статьи Мелик-Саркисьянца, посвященные истории отечественных автосамосвалов, публиковались в журнале "Комтранс", в котором я в то время работал. А позднее мы познакомились с родственником Арсена Сократовича - Максимом Малкиным, который работает в институте НАМИ. Он-то и рассказал подробнее, что Мелик-Саркисьянц - это человек, проработавший на ММЗ в бытность Союза три с лишним десятка лет, 18 из которых - в должности главного конструктора. То есть почти все те массовые машины, которые мы знали и знаем под маркой "ЗИЛ-ММЗ" - это техника, созданная либо при его участии, либо под его непосредственным руководством! К сожалению, в этом году Арсена Сократовича не стало. Далее передам слово Максиму Малкину - он подготовил заметку о жизненном пути А.С. Мелик-Саркисьянца. А этот текст я дополню фотогалереями с той самой техникой, которая появилась благодаря участию Арсена Сократовича.
Арсен Сократович Мелик-Саркисьянц ушел 18 мая 2021 года на 100-м году жизни. Ему, ветерану Великой Отечественной, в самом начале войны довелось сменить рычаги танка на «баранку» грузовика. Арсен Сократович вспоминал, что именно это сохранило ему жизнь. За рулем сначала «полуторки», «трехтонки», а затем ленд-лизовского «Студебекера» и даже трофейного «Мерседеса» он прошел до Праги в 1945-м. Великая Победа дала возможность завершить учебу в Московском автомеханическом институте, прерванную войной. Вскоре после окончания института, в 1956 году, Арсен Сократович приступил к работе в КБ Мытищинского машиностроительного завода, и с тех пор вся его дальнейшая судьба будет связана с этим легендарным предприятием.
На протяжении 18 лет, с 1970-го по 1987-й, А.С. Мелик-Саркисьянц являлся главным конструктором ММЗ по автомобильному производству. Это был наиболее плодотворный период в автомобильной истории завода. Его самые известные самосвалы – ЗИЛ-ММЗ-555, сельскохозяйственный ЗИЛ-ММЗ-554, самосвал-самопогрузчик ЗИЛ-ММЗ-4952, опытные образцы самосвалов для КамАЗа и многие другие, а также популярные прицепы ММЗ-81021 к легковым автомобилям – были созданы при участии и под руководством А.С. Мелик-Саркисьянца.
Не только с московским ЗИЛом были тогда тесны производственные связи – в 1974 году в отделе главного конструктора по автомобильному производству было создано отраслевое конструкторское бюро по гидравлическим опрокидывающим устройствам самосвалов, которое разработало гидроприводы для самосвалов КамАЗ-5511, КамАЗ-55102, КАЗ-4540, «Урал-5557» и самосвальных прицепов к ним. Так ММЗ стал флагманом отечественного самосвалостроения. Опыт ОГК(а) ММЗ был отражен также в многочисленных авторских свидетельствах, научных статьях и монографиях, автором которых был А.С. Мелик-Саркисьянц.
И после завершения трудовой деятельности на заводе Арсен Сократович продолжал консультировать молодых инженеров. Несмотря на то, что по ряду причин автомобильное производство на ММЗ было прекращено, ученики Арсена Сократовича и сегодня продолжают работать на ОАО «Метровагонмаш», сохраняя о нем светлую память.