В Москве прошла пресс-конференция президента России Владимира Путина. Она проводилась в очном формате и длилась чуть более четырех часов. Из-за эпидемии ковида количество журналистов на мероприятии ограничили – аккредитовали 507 человек, каждый из которых обязан был сдать три ПЦР-теста.
Владимир Путин традиционно в основном говорил об эпидемии, экономике и социальных вопросах. Много рассуждал президент и о геополитике. Мы собрали самые главные темы.
Упали не сильно, мощно отжались
Экономика России в связи с эпидемией ковида столкнулась с проблемами и ограничениям, но оказалась более мобилизованной и готовой к шокам, чем развитые экономики мира, заявил президент. И спад у нас был ниже, и восстановились мы быстрее.
Из экономических итогов года Путин выделил события на строительном рынке: было построено 90 млн кв метров, и это рекорд за всю историю новой России. Еще больше позитива: по итогам года ожидается рост реальных располагаемых расходов на 3,5%. Упала безработица и сейчас находится ниже допандемийных уровней. Выросли золотовалютные резервы и фонд национального благосостояния. «Все это говорит о хорошей макроэкономике. Правительство и ЦБ заслуживают удовлетворительной оценки» - заявил глава государства.
Самая главная экономическая проблема – демография, заявил Путин. «Сбережение народа – важнейшая задача, первый и главный драйвер роста экономики. Второй – развитие инфраструктуры. Третье – повышение производительности труда. Это образование, цифровизация, здравоохранение. Мы знаем, что надо делать на этих направления, ресурсы есть», - сказал президент.
Центробанк «поругивать» можно. Но не нужно
Не обошел президент и проблемы инфляции. Резкий рост цен в мире связан с мерами антиковидной поддержки и мягкой денежно-кредитной политикой центробанков, заявил Путин. Он отметил, что в России тоже проблемы, инфляция выше 8%, ее нужно вернуть к целевому уровню.
«Можно поругивать ЦБ. Я знаю, как ругаются представители реального сектора экономики на повышение ставок. Но если этого не делать, у нас может быть как Турции» - заявил президент. Здесь он имел в виду финансовый кризис в Турции, где снижение ставок местного центробанка под нажимом президента Эрдогана привело к обвалу лиры.
«Я не вмешиваюсь в работу ЦБ, но оцениваю ее положительно», - прямо сказал Путин. Тут, скорее всего, где-то порадовалась глава Центробанка Эльвира Набиуллина. И приготовилась сменить традиционную брошку на медаль
Победа антиваксеров?
Конечно, много говорили про ковид. Сейчас уровень коллективного иммунитета в России составляет 59,4%, заявил Путин «Но это мало. Нам нужно под 80%. В конце первого квартала, в начале второго, возможно, мы достигнем этого уровня», - дал прогноз глава государства.
Новые волны коронавируса – это следствие способности вируса мутировать, открыл президент секрет Полишинеля. А ковидная смертность в России высокая потому, что низкий коллективный иммунитет. Но преследовать не желающих прививаться не нужно, и дело не в политической воле, тут же отметил Владимир Путин.
«Сила действия равна силе противодействия. У нас народ изобретательный, сразу появятся способы обойти это стремление надавить», - сказал президент, отвечая на вопрос о возможных репрессии в отношении антиваксеров.
«Нужно с уважением относиться к людям и терпеливо разъяснять необходимость принятия определенных мер, А иные способы контрпродуктивны. Бороться нужно с правонарушениями, а с не законопослушными людьми», - заявил президент, фактически закрыв вопрос об обязательной вакцинации, да и QR-кодах в России.
Судя по тональности президента, ратующие за отказ от прививок могут праздновать победу. Их не только не будут наказывать, но и даже принуждать делать вакцинацию.
«Нас нагло обманули»
По ощущениям треть от всего времени конференции говорили о политике. Начали с цитаты главы российского внешнеполитического ведомства середины XIX года Александра Горчакова: «Говорят, что Россия сердится. Россия не сердится, Россия сосредотачивается».
Затем Владимир Путин много говорил о событиях, происходивших в Европе в течение последних тридцати лет. И явно был недоволен, как все устроилось. Обострение отношений с Западом началось в 2014 году, возник кризис, он развивается, отметил президент.
«Мы должны думать о своей безопасности на перспективу. Мы не может все время жить с оглядкой на происходящее на Украине. Мы не хотим конфликтов, это не наш выбор. Но мы прямо говорим – никакого движения НАТО на восток быть не должно», - твердо заявил Путин.
«Не надо ставить ударные системы у нашего дома.<…> “Ни дюйма на восток”, - говорили нам в 90-ые. На-ду-ли! Нас нагло обманули. Пять волн расширения НАТО прошло! <…> Запад должен дать гарантии безопасности России - немедленно и сейчас, а не требовать их от нас!»,- весьма жестко высказался президент в ответ на вопрос журналистки британского канала Sky News.
При этом он также отметил, что есть положительная реакцию со стороны США на российские предложения по безопасности. И в начале года в Женеве могут начаться переговоры с представителями администрации Белого дома.
Так вышло, что автор этой заметки слушал все пресс-конференции президента начиная с 2001 года. Но ни разу не слышал в его словах такой жесткости и даже злобы по отношению к Западу. Чем все это кончится, сказать сейчас не возьмется. Так что, возможно, стоит цитировать не князя Горчакова, а римскую максиму: «Юпитер, ты сердишься - значит, ты не прав».
Спасибо, что дочитали до конца
Ставьте 👍 - это важно для нас
Не забудьте подписаться на канал