Первая Чеченская война началась в декабре 1994-го года. Не многие знают, что ещё до печально известного штурма Грозного, российские солдаты и офицеры уже воевали.
Одним из участников тех событий был журналист Александр Трушин, которому довелось пообщаться с офицерами, политиками, солдатами и другими людьми, оказавшимися на той войне. Данный материал я подготовил на основе его воспоминаний о знакомстве с разными людьми. Он будет разделён на несколько частей.
За время войны Трушин 14 раз побывал в Чечне, искал ответы на волнующие всех вопросы.
№2 Подполковник Щербаков
Подполковник Щербаков был одним из тех людей, которые занимались самой сложной на войне работой – идентификация. По воспоминаниям Трушина, именно судмед лаборатория в Ростове, где ему довелось побывать, стала самым страшным местом за всю войну.
Именно здесь российские военные медики пытались исследовать останки солдат и офицеров, чтобы установить их личности.
Опознать удавалось не всегда. Он считал, что в условиях современности не должно быть неопознанных или пропавших без вести бойцов. Ведь на дворе не Великая Отечественная война. Каждый должен быть похоронен с заслуженными почестями.
По словам Трушина, многие из женщин, которым реально было не больше 40-45 лет, выглядели как 60-летние старухи. Горе, которое довелось им переживать, навсегда изменило их.
Нередко для установления родства приходилось проводить генетическую экспертизу, а на лицах родителей даже появлялась радость, когда они видели своего ребёнка.
№1 Федотов
Журналисту Трушину довелось пообщаться и с теми офицерами, которые самыми первыми вошли в Грозный на российских танках, ещё в ноябре 1994-го года. Среди них был и капитан Федотов.
По воспоминаниям капитана, никто не звал их на войну. В часть приехали люди в костюмах, которые предложили солидные деньги за подготовку боевой техники в Чечне. Денег тогда в армии не платили, поэтому офицеры согласились выполнить эту работу.
Две недели они трудились, готовя танки к бою, совершенно не подозревая, что скоро им придётся на них штурмовать Грозный. В ночь, когда их подняли по тревоге, поступил приказ выдвигаться на позиции. Тогда никто не понимал, откуда пришёл этот приказ и кто его отдал. Но колона из 40 танков Т-72 двинулась в сторону Грозного в сопровождении пехоты.
Правда, на подходе к городу, ополченцы просто сбежали, оставив бронетехнику без прикрытия. Все попытки запросить подкрепление или связаться с командованием, закончились неудачей. В итоге на одной из улиц города колону танков расстреляли из гранатомётов, а офицеры-танкисты оказались в чеченском плену.
Павел Грачёв тогда усиленно отрицал факт участия российских офицеров в том штурме, но после предъявления ему пленных, был вынужден признать военное вмешательство.
Живите мирно!
Вопрос к читателям:
А как Вы считаете, почему Грачёв отрицал факт участия российских офицеров в штурме Грозного в ноябре 1994-го года?