Как и у просто гражданина, у потребителя есть свои права, которые защищаются законом. Одним из руководящих принципов является право потребителя на выбор товара. Это право гарантировано всем гражданам России законом РФ "О защите прав потребителей". Благодаря этому закону потребитель имеет обширный спектр достоверной информации о товаре, продавце и изготовителе, что в разы упрощает процесс покупки и делает его прозрачным.
Любой потребитель имеет полное право выбрать товар, исходя из своих потребностей и возможностей. А продавец в свою очередь не вправе навязывать потребителю товары, в которых тот не нуждается. Часто ли это действительно так - ответить сможет только каждый сам себе) Однако, по закону продавцу запрещено обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров и предоставлять без согласия потребителя дополнительные услуги за плату. В том случае, когда такие ограничения в выборе товара повлекли за собой причинение потребителю убытков, они возмещаются продавцом в полном объеме.
Когда потребитель приобретает товар или услугу, у него есть возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с интересующими товарами. Потребитель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.
Самый банальный пример: видели ли вы когда-нибудь такой прибор в продуктовых магазинах?
Именно с помощью него можно удостовериться в качестве яиц, которые вы собираетесь купить. А именно, целы ли они или имеются повреждения скорлупы.
С правом потребителя на свободный выбор товара связано и его право на обмен приобретенного непродовольственного товара надлежащего качества, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру либо комплектации.
При покупке товара дистанционным способом (т.е. покупка через любые интернет сервисы) потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней.
Более того, если потребителю в момент доставки товара информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменном форме, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3-х месяцев с момента передачи товара.
Антимонопольное регулирование.
Антимонопольное регулирование - система нормативно-правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополий, связанных с властью, позволяющих им подавлять свободную конкуренцию и контролировать цены.
На сегодняшний день антимонопольное регулирование в России представляет собой комплекс мер, направленных на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели
Для обеспечения эффективной реализации указанных мер антимонопольная деятельность в РФ осуществляется по следующим направлениям:
Недопущение действий, направленных на ограничение конкуренции, хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке либо на его сегменте;
Предупреждение создания административных барьеров для входа на рынок;
Препятствование получению хозяйствующим субъектом доминирующего положения на рынке;
Принятие мер по избежанию злоупотребления доминирующим положением на рынке хозяйствующим субъектом – субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;
Своевременное пресечение возникновения негласных соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов, направленных на ограничение конкуренции на рынке;
Осуществление контроля с целью поддержания конкурентной среды на рынке.
Авторы: Пепеляева Е. и Телепченкова И.