Найти в Дзене
diletant.media

Авиакатастрофа в Андах: как некоторым удалось выжить?

Пассажирам лайнера, потерпевшего крушение в Андах 13 октября 1972 года, в течение двух месяцев после катастрофы пришлось отстаивать свое право на жизнь: из ледяного плена выжившие были вызволены только 23 декабря. Из 28 человек, уцелевших во время столкновения самолета со скалой, домой вернулись лишь 16.

На борту авиалайнера, совершавшего перелет из Монтевидео в Сантьяго, находилось 45 человек — 5 членов экипажа и 40 пассажиров. В число последних входили 17 регбистов из Уругвая — команда летела на матч в столицу Чили.

Диспетчер допустил ошибку, ставшую роковой. Он разрешил снижение на Сантьяго, которое началось в условиях практически полного отсутствия видимости, и самолет врезался в скалу. В результате нескольких ударов лайнер остался без крыльев и хвоста, а искореженный фюзеляж оказался в снегах на высоте трех с половиной тысяч метров.

Обломки самолёта и выжившие пассажиры. Источник: wikipedia.org
Обломки самолёта и выжившие пассажиры. Источник: wikipedia.org

Удивительно, но выжили в данных условиях довольно многие. 12 человек погибли во время катастрофы, еще пятеро скончались от ранений в первые часы после крушения. Из 45 несчастных, находившихся на борту, выжило 28. Однако о спасении говорить пока не приходилось: установить связь с диспетчерами или спасателями не представлялось возможным, населенных пунктов поблизости не было.

Разумеется, никто из пассажиров и членов экипажа к подобному повороту событий не готовился, поэтому количество провизии и медикаментов было крайне скудным, никто не запасся теплыми вещами, да и захватить с собой альпинистское снаряжение тоже никому в голову не пришло.

Обломки самолёта и выжившие пассажиры. Источник: wikipedia.org
Обломки самолёта и выжившие пассажиры. Источник: wikipedia.org

Поиски пропавшего с радаров лайнера начались незамедлительно. В них участвовали все три имеющие отношение к авиакатастрофе страны — Аргентина, Чили и Уругвай. Однако успехом поиски с воздуха не увенчались: белый фюзеляж среди белых снегов с высоты заметить было практически невозможно, а снижение могло привести к еще одной катастрофе. По прошествии недели власти всех трех государств объявили о прекращении поисков.

Тем временем запас пищи, состоявший из нескольких плиток шоколада и упаковок печенья, а также бутылок вина, подошел к концу. Единственным, что можно было добыть в сложившихся условиях, была вода — ее получали, растапливая снег на солнце. Никаких растений и животных высоко в горах обнаружено не было.

Мемориал погибшим пассажирам на месте крушения. Источник: wikipedia.org
Мемориал погибшим пассажирам на месте крушения. Источник: wikipedia.org

29 октября произошло еще одно несчастье — фюзеляж оказался погребенным под сошедшей лавиной. 8 человек погибли. В течение трех дней выжившие не могли выбраться из самолета, но одному из пассажиров, члену команды по регби, в итоге удалось выбить небольшое окошко в кабине пилота и тем самым спасти себя и других выживших от смерти из-за нехватки воздуха.

С холодом бороться тоже приходилось всеми правдами и неправдами. Поначалу пленники Анд разводили костры из денег, однако никто из них не был настолько богат, чтобы купюр хватило надолго. Спали они вповалку, греясь друг о друга, а периодически еще и били лежащих рядом по лицу — также для того, чтобы стало теплее.

Паррадо, Канесса и пастух Серхио Каталан. Источник: wikipedia.org
Паррадо, Канесса и пастух Серхио Каталан. Источник: wikipedia.org

В один прекрасный день выжившим удалось найти хвостовую часть самолета, в которой хранился багаж. В чемоданах было обнаружено небольшое количество продуктов и одежда — все это в тех условиях было очень ценно. Люди не оставляли попыток спастись и даже пробовали связаться с «большой землей» с помощью рации, но тщетно. Единственным способом вырваться из ледяного плена был переход через Анды. На это отважились два человека — регбисты Роберто Канесса и Нандо Паррадо. 12 декабря они покинули фюзеляж с обещанием рассказать о местонахождении остальных, если встретят кого-нибудь.

Спустя девять дней Канесса и Паррадо встретили чилийского пастуха, который-то и сообщил властям о выживших в авиакатастрофе. 22 и 23 декабря на место крушения прибыли спасатели. Пассажиры лайнера были доставлены в чилийские лечебницы. Дожили до этого знаменательного момента 16 человек.

Подробнее