Найти в Дзене
Григорий Чумаков

Культурология. От чего умер Моцарт

Оглавление

Добрый день, уважаемый читатель!

Странный предмет

В начале двухтысячных годов приходилось мне тянуть лямку студента в Сибирском Федеральном Университете. Специальность техническая, но университет же! Кругозор должен быть расширен! И появился в нашей программе предмет - культурология.

Честно говоря, эти эксперименты с образованием меня, мягко сказать, накаляли. Предметы вроде: обществознания, человек и общество, право, на мой взгляд, были простой тратой времени. Поэтому от культурологии я ожидал примерно того же самого, но ошибся. Возможно всему виной преподаватель данной дисциплины.

Вы слышали что-нибудь о Михаи́ле Семёновиче Кази́нике? Нет? Это советский и шведский лектор-музыковед, популяризатор классической музыки его видеоролики можно найти на ютубе, где он говорит о сложном простыми словами.

Михаил Семёнович Казиник фото из сети.
Михаил Семёнович Казиник фото из сети.

Талантливейший человек, знаток своего предмета! Но Казиник где-то там в европейской части России, а то и в Швеции. В годы студенчества и слабого интернета, с отсутствием видеороликов увидеть Казиника у нас или узнать о нём было невозможно.

А наш культуролог был отдалённо похож на знаменитого музыковеда. К сожалению, предмет шёл один семестр, и имя преподавателя выветрилось из моей головы за дальностью лет. Это был мужичок невысокого роста, полноватый, но живой. Он рассказывал нам о музыке такое, что не рассказывали другие. Это было необычно и интересно. Так например он впервые многих из нас познакомил с творчеством Свири́дова Гео́ргия Васи́льевича.

Википедия: Георгий Васильевич Свиридов (16.12.1915 – 06.01.1998) – советский композитор, пианист, общественный деятель.

Именно под его музыку «Время вперёд» начиналась информационная программа «Время» времен СССР.

Использовалась не вся композиция, а, так сказать, «припев»(на 56 сек. трека).

Почему то из музыкальной школы, в которой я когда-то учился, я не помню Свиридова. Несколько композиций этого мастера культуролог буквально разжевывал нам: что и как хотел передать автор. Так мы прошлись по музыке Свиридова к Пушкинской «Метели».

После пояснений преподавателя поражаешься, сколько всего вложено в эти композиции! Наверное, это не личные мысли культуролога и в интернете, кому интересно, возможно найти описание этих произведений.

А однажды мы на культурологии мы говорили о Моцарте…

Общеизвестное о Моцарте

Из Википедии: Во́льфганг Амадéй Мо́царт (27.01.1756, – 5.12.1791) – австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов, оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Самый молодой член Болонской филармонической академии за всю её историю.
Вольфганг Амадей Моцарт изображение из сети
Вольфганг Амадей Моцарт изображение из сети

По сути, Моцарт - это вундеркинд музыки. Все кто мало-мальски знаком с классической музыкой, несомненно, знают Моцарта.

Живость музыки Моцарта её мажорность всегда поднимает настроение, за исключением последнего произведения композитора, о нём в конце статьи. И буквально все знакомы с "Турецким маршем" великого творца.

А у многих «Турецкий марш» был на рингтонах в телефоне и на ручных часах "Электроника-5" (прослушать можно перейдя по ссылке). И на часах, и на первых телефонах, «Турецкий марш» был коверканным - полифония не позволяла. Мне часто думалось, сколько бы раз перевернулся Моцарт в гробу, узнай как порезали его сочинение!

Или "Свадьба Фигаро" отрывок из неё:

Так же поражает своим напором бодрости и весёлости.

Моцарт в классической музыке - это как Пушкин в русской литературе, только на мировой арене. И да, Пушкин не сочинял, будучи ребёнком. А Моцарт в пять лет уже сочинял маленькие музыкальные пьесы! Конечно, помогло то, что семья Моцартов была вся сплошь из музыкантов, и музыку Вольфганг слышал ещё в утробе матери.

Известно, что все вундеркинды, вырастая, выбрасываются обществом на помойку безразличия.

Чтобы это прочувствовать и понять, вспомните себя в детстве. Вот сделал ты что-то хорошее, тебя похвалит мама, учитель, быть может даже прохожий.

В детстве получать "пряники" проще. Фото из сети.
В детстве получать "пряники" проще. Фото из сети.

И чем ты меньше, тем твой добрый поступок заметнее для окружающих. А когда вырастаешь, то замечаешь противоположное: если что-то не сделаешь, по работе или в семье, «кнут» тебе обеспечен, а вот «пряника» вряд ли дождёшься.

Еще пример: ты – блогер. Не важно, пишешь статьи или снимаешь видео, у тебя масса подписчиков. А однажды ты выдохся, сломалась камера, нет денег на новую, нечего написать или снять, и все подписчики ушли от тебя за неделю. Многие знаменитые артисты спиваются без славы, а ведь к ним популярность пришла в зрелом возрасте! Конец, всё пропало!

Все эти примеры - слабая тень того, что переживает вундеркинд, становясь взрослым. Поэтому примерно понятно, каково было Моцарту.

Но и это ещё не всё: в 18 веке композитор не считался художником, для богатых господ это что-то вроде ресторанного певца под караоке, или подписки на яндекс музыку. То есть сегодня ты в фаворе, а завтра, извините, вы не в моде. А кушать хочется всегда.

Картинка из сети.
Картинка из сети.

И многие талантливые музыканты того времени, как и художники заканчивали своё бремя на земле в нищете.

Так было и с Вивальди, про которого я писал в прошлый раз (прочесть можно перейдя по ссылке), он попал в фавориты короля Вены и бросив тёплую Италию, в которой никому уже был не нужен, перебрался в Вену. А король возьми да умри от старости. Борьба за власть, никому ненужный, голодный Вивальди… Итог – могила, кладбище крестьян...

Про Моцарта как-то сильно не рассказывали нам детям, мол депрессия, умер, и всё такое... И тут нам открыл глаза культуролог.

Трагедия Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт был на нуле, он уже был взрослым, придворные дамы теперь не восхищались мужчиной, а ведь когда-то слушали его, раскрыв рты, хлопали, подкармливали, баловали, строили глазки! И ни один светский вечер не обходился без таланта Моцарта! А теперь Вольфганг не был нужен никому! Не так давно у него умер отец. Болеет жена. Кругом напасти… Где взять денег?

Визитёр с того света

В один из дней, когда шёл дождь, Моцарт уныло смотрел в окно, бездействие его убивало. В двери постучали. Вольфганг открыл дверь, на пороге стоял человек, весь в чёрном. «Здесь живёт некто Воьфганг Амадей Моцарт? У меня поручение...»

Картинка из сети.
Картинка из сети.

Незнакомец заказал Реквием – заупокойную мессу. (В то время было модно у богатых заказывать реквием прим. автора). Заказчик оставлял большой задаток и срок выполнения заказа на усмотрение композитора, но имени своего не сообщил. Моцарт согласился: измотанный постоянным безденежьем, крайне непрактичный в житейских вопросах, он не мог отказаться. Сразу началась работа. Но композитор не мог избавиться от мысли, что заупокойную мессу он пишет для самого себя (Ему казалось что человек в чёрном и не человек вовсе, а посланник с того света, ангел или дьявол, прим. автора) Сохранилось его письмо, в котором болезненное состояние отражено с трагической силой: «В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает и требует работы от меня. Я продолжаю писать, ибо сочинение музыки утомляет меня меньше, нежели бездействие. Больше мне нечего бояться. Чувствую – мое состояние подсказывает мне это, – мой час пробил. Я должен умереть. Я чувствую это с такой уверенностью, что мне не требуется доказательств. Я перестаю радоваться своему таланту. А как прекрасна была жизнь! Ее начало сулило великолепные перспективы. Но никому не дано изменить предначертанного судьбой. Надо послушно склониться перед волей Провидения. Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной. Вена, 7 сентября 1791 года». Источник (кликай на голубое слово).

Чтобы не соврать я нашёл этот текст в интернете, но в во время учёбы нам об этом смог поведать только культуролог. Моцарт умер, так и не закончив до конца реквием самому себе, как он думал...

Представляете, как себя загнал композитор? А что бы прочувствовать остроту накала из того же источника:

Через несколько лет стало известно имя таинственного заказчика: это был некий граф Вальзег, меломан-любитель, имевший обыкновение покупать чужие сочинения и выдавать их за свои (В полне в духе того времени, и никаких авторских прав). Реквием ему был нужен, чтобы почтить память покойной жены. В начале XIX века, когда в печати появилось сообщение о предстоящем издании Реквиема, он потребовал у вдовы Моцарта «возмещения убытков»!

То есть помимо того что он загнал великого музыканта своим заказом в могилу по прихоти, так ещё и произведение хотел присвоить себе. А после смерти Моцарта заказчик ещё и тряс бедную вдову на возврат средств!

Вот такая печальная история великого композитора.

Удачи Вам в выборе хорошей музыки и в раскрытии тайн, до новых встреч!