В комментариях мне часто ставят в вину, что я "слишком много думаю", в то время как фильм можно смотреть, залипая в телефоне, жуя попкорн или болтая с друзьями под пивко. Виновен. Часто не умею отключаться даже там, где осмысление происходящего в кадре не особенно-то и нужно. Но есть у этого моего дефекта и оборотная сторона - постоянная аналитическая работа то и дело подкидывает мне удивительные теории и неожиданные идеи, для многих совершенно неочевидные. Вот и сегодня я хочу вам рассказать о связи, которую я обнаружил между совершенно непохожими проектами. Что объединяет "Матрицу" и "Дюну", никогда не задумывались? А я нашел сразу пять пунктов соприкосновения. Не знаю, зачем вам о них знать, но и в себе я это держать не могу. Понеслась!
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Разумеется, я не претендую на то, чтобы открыть Америку - понятно же, что роман, вышедший еще в 1960-х и с тех пор ставший одним из главных столпов фантастики, безусловно повлиял на все, что выходила на бумаге и на экранах после. Но с появлением новой экранизации "Дюны", а следом и премьерой новой "Матрицы" для меня сходство двух проектов бросилось в глаза с какой-то новой необычайной силой. Особенно явственно читается параллель в описании пути и судьбы главных героев двух франшиз - Нео и Пол следуют разными курсами, но в их жизнях то и дело проявляются одинаковые детали. Они словно два близнеца, чувствующие боль или счастье друг друга на расстоянии.
Оба героя из аутсайдеров превращаются в Избранных
Первое, что бросается в глаза, при сопоставлении двух героев - это их взлет, что называется, "из грязи в князи". Пол Атрейдес, конечно, не был совсем уж последним человеком - все-таки сын герцога, будущий наследник - но на Арракисе его статус не был особенно уважаем местными. Однако со временем он прошел путь до мессии (Лисан аль-Гаиб на языке фрименов) и получил прозвище Муад'Диб, под которым покорил галактику. Томас Андерсон в "Матрице" начинает с самого дна - в симуляции он работает клерком в безликой компании, но в реальном мире ему дают имя Нео, а в Зионе герой получает статус Избранного. Оба стали предводителями войск, оба вынуждены были сменить имя, оба связали себя с чужими им прежде людьми. Миры отличаются, но Избранные в них очень похожи.
Оба персонажа ослепли, чтобы начать видеть
В фильме Дени Вильнева этого еще не было, но во втором романе "Хроник Дюны" Фрэнка Херберта имеется любопытный сюжетный поворот - в результате заговора Пол становится жертвой взрыва. И хотя жизни герой не лишился, он утратил способность видеть. По закону фрименов, слепой должен уйти в пустыню, но Муад'Диб демонстрирует свой дар оракула и ясновидца - без глаз он ничуть не утратил чутья и ясности мышления. В "Матрице" Агент Смит исхитряется ослепить Нео мощным разрядом электричества, но Избранный получает способность видеть исходный код программ и машин, так что ранения глаз ему никак не мешают. Строго говоря, оба героя не предсказатели, они не видят "гарантированное" будущее, но чувствуют "узловые" точки времени и пространства, прохождение которых можно просчитать.
Песчаные черви и машины схожим образом соседствуют с людьми
Суть борьбы Нео внутри Матрицы - попытка настроить какую-то симбиотическую связь людей и машин, и научить их жить вместе. Больше того, из-за сложных хитросплетений разума и программ часто невозможно понять, кто же кого контролирует, а кто кому подчиняется. Так же и в "Дюне" - черви являются источником меланжа, самого ценного вещества во вселенной, но они же являются и смертельно опасными противниками людей. Еще больше проблем вызывает цель фрименов, которые мечтают сделать Арракис цветущей планетой с морями и континентами. Но где же тогда будут жить гигантские песчаные монстры, для которых смертельно опасны даже малые объемы воды? Динамика внутри этой экологической ниши так же странна и запутана, как между машинами и людьми в мире будущего "матрицы".
И "Дюна", и "Матрица" предостерегают от разгула прогресса
Главный антагонист в "Матрице" - искусственный интеллект, когда-то осознавший себя и поработивший человечество, дав ему вместо реальной жизни сладкую или не очень симуляцию. За ворохом философских вопросов в классической трилогии Вачовски в общем-то скрывается простое предупреждение - опасайтесь быть порабощенными своими гаджетами, иначе это вы их будете подпитывать, а не они вас. "Дюна" действует более тонко - согласно мифологии этого мира, 20 тысяч лет назад человечество остановило восставший прогресс ценой кровопролитной войны. В мире Харконненов и Атрейдесов нет роботов и компьютеров - много лет назад они были признаны вредными для человеческого разума. При этом мы видим, что и Нео, и Пол обладают специальными способностями, позволяющими им управлять не только людьми, но и техникой.
Дар предвидения Пола аналогичен Зрению Нео
В заключительной части оригинальной трилогии "Матрица" Нео получает способность видеть будущее, такую же, какой прежде обладала только Пифия. Оракул называла этот дар "Зрением" или "Взглядом" (Sight), при этом Пифия предупреждала Нео, что знание грядущего опасно, поскольку может нарушить баланс сил, формирующих будущих временных линий. Так же описываются и провидческие видения Пола Атрейдеса - дар Квисатц Хадераха заглядывать в генетическую память позволяет совершать ментальные путешествия во времени и пространстве, но и грозит катастрофами. Оба вида "прозрения" сложны для описания, схожи между собой и для своих обладателей скорее обременительны. Больше того, иллюзия знания и контроля над будущим делает обладателя этой способности уязвимой.
В оригинальной "Матрице", и эта мысль повторяется Морфеусом в "Воскрешении", Пифия говорит: "Нео, ты здесь не для того, чтобы сделать выбор. Выбор уже сделан. Ты здесь для того, чтобы понять, почему выбор был сделан именно такой". В "Дюне" Херберта Пардо Кайнс замечает: "Высшая цель экологии - понимание последствий наших действий" - и снова герои двух вселенных оказываются в схожих условиях. Сюжеты могут отличаться, смыслы, заложенные в двух произведениях, могут быть противоположными, но поразительное сходство двух главных героев - Пола Атрейдеса и Томаса Андерсона, Нео и Муад'Диба - неоспоримо.
Я пока не понимаю, какой из этого следует сделать вывод - мне просто понравилась идея. Может, у вас возникнет направление для дальнейшего исследования этого неочевидного вопроса? Пишите в комментариях, а я пока переключусь на другую тему, хотя про "Матрицу: Воскрешение" в ближайшие дни еще раз поговорить точно предстоит. А дальше - вы знаете, не мне вас учить. Заглядывайте на канал Киноведа в штатском, тут бывает интересно. Читайте, смотрите, не болейте, берегите близких, не вытаскивайте руку, как бы больно ни было, и...
Увидимся в кино!
#кино #фантастика #матрица #дюна #киану ривз #тимоти шаламе