Каррак или нау - это трех- или четырехмачтовое парусное судно, разработанное в XV веке португальцами для использования в Атлантическом океане и получившее широкое распространение среди морских держав Европы. Он имел высокую закругленную корму с большим кормовым замком, форштевнем и бушпритом на форштевне. Сначала португальцы, а затем испанцы использовали его для исследования и картографирования мира. Как правило, на фор-мачте и грот-мачте он имел квадратную оснастку, а на миззен-мачте - латинскую.
Карраки были океанскими кораблями: достаточно большими, чтобы быть устойчивыми в открытом море, и достаточно вместительными, чтобы перевозить провизию для длительных плаваний. Именно на таких кораблях португальцы и испанцы исследовали мир в XV и XVI веках. В португальском языке этот тип назывался nau, а в испанском - carraca или nao. Во французском языке он назывался caraque или nef.
Будучи предшественником великих кораблей эпохи паруса, каракка была одной из самых влиятельных конструкций кораблей в истории; хотя корабли становились более специализированными, основная конструкция оставалась неизменной на протяжении всей эпохи паруса.
Происхождение
К позднему Средневековью ког и похожие на ког суда с квадратной оправой широко использовались вдоль побережья Европы, на Балтике, а также в Средиземноморье. Учитывая условия Средиземноморья, но не ограничиваясь только им, там широко использовались суда типа галер, а также различные двухмачтовые суда, включая каравеллы с их латинскими парусами. Эти и подобные им типы судов были хорошо знакомы португальским мореплавателям и кораблестроителям.
По мере того как португальцы в XV веке постепенно расширяли свои исследования и торговлю все дальше на юг вдоль атлантического побережья Африки, им требовались более крупные и совершенные суда для дальних океанских походов. Постепенно они разработали каррак, который стал результатом слияния и модификации известных им типов кораблей, работавших в Атлантике и Средиземноморье, и новой, более совершенной формы парусной оснастки, позволявшей значительно улучшить ходовые качества при сильных ветрах и волнах Атлантического океана.
Типичный трехмачтовый каррак, такой как "Сан-Габриэль", имел шесть парусов: бушприт, передний парус, миззен, шпиц и два топсейла.
#история #путешествия #флот #парусник #интересное