Правительство Словении и судебные чиновники осознают преимущества посредничества.
Закон об альтернативном разрешении споров в судебных, принятый 19 ноября 2009 г. и вступивший в силу 15 июня 2010 г., требует от судов первой и второй инстанций принять и ввести в действие программу альтернативного урегулирования споров, позволяющую сторонам использовать альтернативные средства урегулирования в спорах по коммерческим, трудовым, семейным и другим гражданско-правовым вопросам. В соответствии с этой программой суды обязаны разрешать сторонам использовать медиацию в дополнение к другим формам альтернативного разрешения споров.
Министерство юстиции ведет центральный реестр медиаторов, участвующих в судебных программах по альтернативному разрешению споров.
К медиации вовлечен ряд неправительственных организаций:
• Словенская ассоциация медиаторов (список медиаторов),
• Центр медиации при Центре правовой информации,
• Словенская ассоциация посреднических организаций - MEDIOS (список посредников).
Совет по альтернативному разрешению споров действует под эгидой Министерства юстиции и государственного управления. Совет был создан в марте 2009 года и является центральным независимым экспертным органом Министерства, выполняющим координирующую и консультативную роль.
Посредничество может использоваться в гражданских, семейных, коммерческих, трудовых и иных имущественных вопросах в отношении претензий, которые могут быть урегулированы сторонами. Посредничество также допустимо в других вопросах, если это не исключено законом.
Посредничество наиболее распространено в гражданских, семейных и коммерческих делах.
Обращение к посредничеству является добровольным. Закон о медиации в гражданских и коммерческих вопросах (ZMCGZ, UL RS № 56/08) относится к медиации в целом, то есть к медиации, связанной с судебными процедурами, и к внесудебной медиации. Он устанавливает только основные правила для процедур посредничества, оставляя другие аспекты на усмотрение механизмов саморегулирования. Например, в нем указывается, где начинается и заканчивается медиация, кто назначает посредника, основные правила поведения медиатора, форму соглашения об урегулировании спора, как обеспечить его исполнение и т. д. Стороны могут отклоняться от положений Закона, за исключением положений, регулирующих принцип беспристрастности медиатора и влияние медиации на сроки исковой давности и исковой давности.
Словенская ассоциация медиаторов приняла кодекс поведения для медиаторов, но это касается только ее членов.
Обучение медиаторов проводится рядом НПО, в том числе Центром судебного образования при Министерстве юстиции.
В настоящее время судебное посредничество, проводимое в рамках ZARSS в спорах, возникающих из отношений между родителями и детьми, а также в трудовых спорах, связанных с расторжением трудового договора, является бесплатным для сторон; партии платят только за своих адвокатов. Во всех других спорах, кроме коммерческих, суд покрывает гонорары медиатора за первые три часа медиации.
Стороны могут договориться о том, что соглашение об урегулировании спора должно иметь форму нотариального акта, имеющего прямую исковую силу, судебного решения или арбитражного решения на основании мирового соглашения.