Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Мистический советский триллер, где главные роли сыграли бывший шофёр и пионервожатая

Музыку для картины с завораживающим привкусом Серебряного века написал музыкант Сергей Курёхин, а сам фильм поначалу был лишь скромной дипломной работой Высших курсов сценаристов и режиссёров.

Кадр из фильма  «Господин оформитель»
Кадр из фильма «Господин оформитель»

Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!

Режиссёр Олег Тепцов задумал снять ленту необычную, стильную, действительно новую, которая всех удивит. Сценарий для неё написал Юрий Арабов, взяв за основу рассказ Александра Грина «Серый автомобиль». Правда,

от гриновской прозы в картине осталось не так уж много, зато Олег Тепцов сделал историю по-настоящему насыщенной, эпатажной и очень атмосферной.

Впрочем, сценарий Арабова этоту способствовал: в то время Юрий был ещё автором начинающим, но он очень любил эпоху Серебряного века (и потом неоднократно к этой теме возвращался), поэтому и

сценарий у него получился интригующим, наполненным пугающими поворотами в духе времени, когда мистика была в почёте и все ждали чуть ли не конца света.

На главные роли Олег Тепцов взял актёров, имена которых мало что говорили широкой публике. Первым на площадку пришёл Виктор Авилов.

Кадр из фильма. Виктор Авилов
Кадр из фильма. Виктор Авилов

Московские театралы его знали: Виктор уже был звездой Театра-студии на Юго-Западе. Любопытно, что

актёр, которого критики сразу полюбили, профессионального образования не имел.

Виктор таксовал в столице и однажды в его машине оказался случайный пассажир, разглядевший в водителе не только фактурную внешность, но и незаурядный талант. Этим пассажиром был Валерий Белякович, режиссёр Театра на Юго-Западе. Белякович пригласил Авилова в театр, где тот быстро стал ведущим исполнителем. Там же Авилова увидел Олег Тепцов и пригласил сниматься, сразу определив на главную роль, художника Платона Андреевича.

И если Валерий Белякович для Виктора Авилова проводником в театре, то Олега Тепцова можно смело назвать первооткрывателем актёра как киногероя.

На женскую роль, фактически единственную в фильме, режиссёру требовалась девушка необычная в духе актрис немого кино, с изломанной пластикой, выразительным лицом. Строго говоря,

актрисе предстояло играть две роли: сначала это была больная туберкулёзом девушка, ставшая моделью для куклы, которую создаёт Платон Андреевич. А потом она же представала образе супруги богача, обольстительно-красивой, в которую влюбился Платон Андреевич.

Олег Тепцов долго искал подходящий типаж, но нашёл совершенно случайно. Провожая сына в пионерский лагерь, он заметил в толпе удивительное декадентское лицо. Это была вожатая Аня Демьяненко, которая кино совсем не интересовалась. Но режиссёр её всё-таки рискнул позвать и предложил съёмки, и Анна согласилась.

Кадр из фильма. Анна Демьяненко
Кадр из фильма. Анна Демьяненко

Также в фильме появились и артисты известные: Михаил Козаков, Иван Краско, Вадим Лобанов. Для советских кинозвёзд это были непростые времена: рушилась страна, а вместе с ней и кино, экраны заполнили легкомысленнее и фривольные комедии и чернушные ленты. Съёмки в мистическом триллере о Серебряном веке на этом фоне казались не худшим вариантом.

В 1986 году Олег Тепцов начал снимать. Разумеется, фильм выпускника никто не финансировал всерьёз, ему выделили крошечный бюджет, дали чёрно-белую плёнку и обязали завершить ленту в ограниченные сроки. Но когда отсняли первые материалы, стало очевидно, что фильм должен быть цветным, ведь речь в нём шла об эпохе модерна с её фантастическим колоритом.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В Москве, где работала группа, ничем помочь не смогли, но посоветовали Олегу Тепцову обратиться на киностудию «Ленфильм». В Северной столице молодому режиссёру охотно пошли навстречу и выделили километры дорогой импортной цветной плёнки. Но тут был небольшой подвох: вся плёнка была бракованной. Так что режиссёру и оператору Анатолию Лапшову приходилось порой чуть ли не на ходу придумывать всё новые и новые способы выйти из затруднений и всё-таки снять ленту.

Тепцов принял решение не возвращаться в Москву, а доделать кино в Ленинграде.

Группа работала в павильонах студии, используя оставшиеся от прежних фильмов декорации.

В 1987 году режиссёр представил дипломный фильм в Москве и неожиданно он чиновникам понравился. Тепцову предложил историю расширить до полнометражной, что он и сделал всё на том же «Ленфильме». Кстати,

в коридорах, пустовавших помещения и складах студии киношники записывали и звуки. Олегу тепцову очень хотелось, чтобы в ленте были звуки реальные, естественные до дрожи, от которых зрителю хотелось бы осматриваться, поеживаясь.

Безлюдные павильоны идеально подходили для записи гулких, надолго застревающих в голове и ушах звуков.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Ну и ещё один факт о фильме. Композитор, приглашённый писать музыку, отказался в последний момент, Олегу Тепцову спешно пришлось искать альтернативу. Кто-то посоветовал ему Сергея Курёхина, но

режиссёр отнёсся к идее скептически: музыкант слыл хулиганом и экспериментатором. Тепцов же окончил в своё время консерваторию и к музыке относился трепетно,

опыты музыкальных авангардистов ему близки не были. Не вызвало энтузиазма предложение и у Курёхина: он уже пару раз работал в кино и диктат режиссёров ему претил. Однако при личной встрече режиссёр и композитор вдруг нашли общий язык и приняли решение сотрудничать.

Кадр из фильма. Режиссёр Олег Тепцов в бессловесной роли в начале ленты
Кадр из фильма. Режиссёр Олег Тепцов в бессловесной роли в начале ленты

Дебютный фильм Олега Тепцова в модернистской стилистике с мистическим запутанным сюжетом получил название «Господин оформитель». Публика увидела его в конце 1988 года и

реакция была полярной: одни пришли в восторг от необычной, нехарактерной для советского кино картины, другие ужасались. Режиссёр отнёсся к такому восприятию с одобрением, ведь он и хотел создать кино, вызывающее сильные эмоции.

А уж положительные или отрицательные — тут пусть каждый выбирает сам.

А на какой стороне вы? «Господин оформитель» вас удивил, вдохновил или разочаровал?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-7

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:

Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста: