В этом материале мы поговорили с Алисой Бланш и Анной Радченко о творчестве девушки, которая стала мировым трендсеттером в видеомейкинге.
«Привет, я Аня, и я – Творец собственных миров», – представляется девушка в одном из своих постов в Instagram. Талантливая режиссёрка и креативная директорка, чьи работы вы можете наблюдать в модных журналах и соцсетях крупных брендов. Она приобрела известность благодаря оригинальному воплощению собственных идей в визуальный контент.
«Моя авторская вселенная выстроена вокруг экзистенциальной психологии, феминизма и сюрреализма. Я много работаю с сет-дизайном и спецэффектами, без них бывает сложно показать те визуальные метафоры, которые мне важны», – говорит Аня.
В этом году Анне исполнилось тридцать два года, она родилась и выросла в Москве. Первое образование авторка получила в финансовом университете, но по ее собственному признанию, пары она постоянно прогуливала, увлечённая своим главным хобби – фотографией.
«Моё отличие от большинства людей? Я не позволяю своим идеям так и остаться идеями», – говорит Аня.
Девушка с отличием закончила магистратуру на факультете фэшн-фотографии в University of Arts London, и по сей день продолжает жить и работать в главной модной столице. В Великобритании режиссёрку представляет знаменитое издательство Kode Media, сегодня у неё своя лаборатория CTRL+ART, в рамках которой она помогает творцам с реализацией идей и объясняет, как устроен арт-рынок.
Работы Радченко высоко ценятся на мировых фестивалях моды и короткометражных фильмов, таких как Berlin Commercial, Underwire, Aesthetica и LA Fashion Festival. В её портфолио можно увидеть коллаборации с международными компаниями, — рекламные видео для Nike, музыкальные клипы совместно с Warner Music, а также обложки и публикации для Vogue.
Чем же так особенны работы Анны Радченко?
Стоит разобрать этот вопрос на примерах проектов, которые мы имеем удовольствие наблюдать.
Мультимедийная арт инсталляция «Melancholy Rooms» с самого своего зарождения начала громко заявлять о себе — в 2015 она принесла Радченко звание «Student Photographer of the Year» по версии One Eyeland Awards. Первая выставка проходила в Hoxton Gallery в Лондоне, и с того момента экспозиция была освещена во многих журналах и на онлайн-платформах, включая Harper’s Bazaar и Kaltblut.
Анна затрагивает такие темы как информационные войны, зависимость от интернета и социальных сетей, бесконечное потребление, гендерные роли и избыточные материнские чувства. Поклонники первого арт-проекта молодой художницы будут довольны — «Материнская Любовь» значительно дополнена, и ей отведена отдельная комната.
Помимо фотографий в проект входят инсталляции, скульптуры и необыкновенно атмосферный электронный саундтрек, написанный композитором и музыкантом Андреем Новиковым». Информация с личного сайта Анны.
В 2020 году Анна представила фотопроект «GRANDmothers», в котором поднимает проблему эйджизма в современной культуре. Серия работ является сатирическим визуальным комментарием на то, как общество загоняет будущих матерей в рамки. Заставляет их рожать в строго определённое, кем-то ограниченное, время. Данная мысль встречается в творчестве Радченко не в первый раз. В 2017 году она сняла небольшой метр «Серебряные богини», в котором воспела красоту и дух старения.
«От нас всё время чего-то хотят. Родить до определенного возраста (один термин «старородящая» чего стоит), не выделяться, соответствовать возрасту. Женщины старше 50 — один из самых невидимых слоёв населения. Они выпадают из рынка активного потребления, на них до сих пор почти не ориентируется реклама, мы очень мало видим их в общественных местах. Я хочу видеть уровень свободы таких женщин на совсем другом уровне. Проект «GRANDmothers» — это моя фантазия о собственном альтернативном будущем, если бы у меня было достаточно сил не поддаваться давлению, и, если бы медицина шагнула ещё чуточку вперёд. Что если я и мои подруги решились бы на детей только в 60?», – говорит Анна о своём проекте.
«GRANDmothers» — вызов предубеждениям, который заставляет нас по-новому взглянуть на понятия красоты и силы. Эксцентричный внешний вид женщин в кадре был выбран не случайно. Кроме эйджизма Анна совместно с русскими дизайнерами затронула тему самовыражения. Возраст не должен ограничивать не только образ жизни, но и выбор в одежде.
Сейчас работа опубликована на страницах итальянского Vogue и других модных журналов, а некоторые фотографии из серии стали вирусными в Instagram.
«Публикуя в сети такие проекты, как "GRANDmothers", я хочу изменить наше мышление и позволить нам воспринимать старение как нечто столь же ценное для женщин, как и для мужчин», – комментирует Анна.
Самый последний проект Анны — fashion-фильм «Lost Time» был опубликован в сети 24 октября, 2021 года.
Песок, просачивающийся сквозь наши пальцы — это метафора на время, бесконтрольно от нас утекающее. Его поведение олицетворяет дуальность мира. Хаотичные движения, уничтожающие человека и спокойное течение, создающие покой и красоту отражают то, что лишь мы сами вершители нашей судьбы, готовые принять то, что нам предстоит.
Стиль вновь является одним из важнейших аспектов фильма. Кураторами проекта выступили Элизабет Джейн Бишоп и Макс Савард, которые привлекли такой лейбл, как Harris Reed.
В настоящее время «Lost Time» гастролирует по всему миру в рамках международного кинофестиваля. Фильм уже получил 10 наград по всему миру, включая «Best Experimental at Bristol Independent Film Festival», «French Riviera Film Festival», а также «Female Filmmakers Festival Berlin» и другие.
Почему же проекты Анны никогда не теряют свою актуальность?
Сама режиссёрка считает, что темы, которые она поднимает в своих работах, понятны каждому зрителю вне зависимости от возраста, гендера и национальности. Так и проблема родительской гиперопеки и игнорирования детей, поднятая в «Обратной стороне материнской любви» вызывают у нас неоднозначные чувства. Нормальное желание передать знания и моральные ценности юному поколению часто оправдывает жестокие воспитательные меры и манипуляции.
Анна признается, что при создании концептов для неё не так важна популярность и мода, как отражение собственных мыслей и переживаний. И именно гремучая смесь, в составе которой талант, вирусный потенциал, личная «боль» позволяет проекту обрести зрителя на годы и стать трендсеттером.