Найти тему
ART FLASH Magazine

«Выход за рамки – это не роскошь, это необходимость»: проект Анны Радченко как высказывания на остросоциальные темы

Оглавление

В этом материале мы поговорили с Алисой Бланш и Анной Радченко о творчестве девушки, которая стала мировым трендсеттером в видеомейкинге.

Instagram: @anna_radchenko
Instagram: @anna_radchenko

«Привет, я Аня, и я – Творец собственных миров», – представляется девушка в одном из своих постов в Instagram. Талантливая режиссёрка и креативная директорка, чьи работы вы можете наблюдать в модных журналах и соцсетях крупных брендов. Она приобрела известность благодаря оригинальному воплощению собственных идей в визуальный контент.

«Моя авторская вселенная выстроена вокруг экзистенциальной психологии, феминизма и сюрреализма. Я много работаю с сет-дизайном и спецэффектами, без них бывает сложно показать те визуальные метафоры, которые мне важны», – говорит Аня.

Instagram: @anna_radchenko
Instagram: @anna_radchenko

В этом году Анне исполнилось тридцать два года, она родилась и выросла в Москве. Первое образование авторка получила в финансовом университете, но по ее собственному признанию, пары она постоянно прогуливала, увлечённая своим главным хобби – фотографией.

«Моё отличие от большинства людей? Я не позволяю своим идеям так и остаться идеями», – говорит Аня.

Девушка с отличием закончила магистратуру на факультете фэшн-фотографии в University of Arts London, и по сей день продолжает жить и работать в главной модной столице. В Великобритании режиссёрку представляет знаменитое издательство Kode Media, сегодня у неё своя лаборатория CTRL+ART, в рамках которой она помогает творцам с реализацией идей и объясняет, как устроен арт-рынок.

Работы Радченко высоко ценятся на мировых фестивалях моды и короткометражных фильмов, таких как Berlin Commercial, Underwire, Aesthetica и LA Fashion Festival. В её портфолио можно увидеть коллаборации с международными компаниями, — рекламные видео для Nike, музыкальные клипы совместно с Warner Music, а также обложки и публикации для Vogue.

-3

Чем же так особенны работы Анны Радченко?

Стоит разобрать этот вопрос на примерах проектов, которые мы имеем удовольствие наблюдать.

Мультимедийная арт инсталляция «Melancholy Rooms» с самого своего зарождения начала громко заявлять о себе — в 2015 она принесла Радченко звание «Student Photographer of the Year» по версии One Eyeland Awards. Первая выставка проходила в Hoxton Gallery в Лондоне, и с того момента экспозиция  была освещена во многих журналах и на онлайн-платформах, включая Harper’s Bazaar и Kaltblut.

Проект представляет собой лабиринт из комнат, каждая из которых посвящена определенному «больному месту» современного общества.
Проект представляет собой лабиринт из комнат, каждая из которых посвящена определенному «больному месту» современного общества.

Анна затрагивает такие темы как информационные войны, зависимость от интернета и социальных сетей, бесконечное потребление, гендерные роли и избыточные материнские чувства. Поклонники первого арт-проекта молодой художницы будут довольны — «Материнская Любовь» значительно дополнена, и ей отведена отдельная комната.

-5

Помимо фотографий в проект входят инсталляции, скульптуры и необыкновенно атмосферный электронный саундтрек, написанный композитором и музыкантом Андреем Новиковым». Информация с личного сайта Анны.

В 2020 году Анна представила фотопроект «GRANDmothers», в котором поднимает проблему эйджизма в современной культуре. Серия работ является сатирическим визуальным комментарием на то, как общество загоняет будущих матерей в рамки. Заставляет их рожать в строго определённое, кем-то ограниченное, время. Данная мысль встречается в творчестве Радченко не в первый раз. В 2017 году она сняла небольшой метр «Серебряные богини», в котором воспела красоту и дух старения.

-6

«От нас всё время чего-то хотят. Родить до определенного возраста (один термин «старородящая» чего стоит), не выделяться, соответствовать возрасту. Женщины старше 50 — один из самых невидимых слоёв населения. Они выпадают из рынка активного потребления, на них до сих пор почти не ориентируется реклама, мы очень мало видим их в общественных местах. Я хочу видеть уровень свободы таких женщин на совсем другом уровне. Проект «GRANDmothers» — это моя фантазия о собственном альтернативном будущем, если бы у меня было достаточно сил не поддаваться давлению, и, если бы медицина шагнула ещё чуточку вперёд. Что если я и мои подруги решились бы на детей только в 60?», – говорит Анна о своём проекте.

-7

«GRANDmothers» — вызов предубеждениям, который заставляет нас по-новому взглянуть на понятия красоты и силы. Эксцентричный внешний вид женщин в кадре был выбран не случайно. Кроме эйджизма Анна совместно с русскими дизайнерами затронула тему самовыражения. Возраст не должен ограничивать не только образ жизни, но и выбор в одежде.

-8

Сейчас работа опубликована на страницах итальянского Vogue и других модных журналов, а некоторые фотографии из серии стали вирусными в Instagram.

-9

«Публикуя в сети такие проекты, как "GRANDmothers", я хочу изменить наше мышление и позволить нам воспринимать старение как нечто столь же ценное для женщин, как и для мужчин», – комментирует Анна.

Самый последний проект Анны — fashion-фильм «Lost Time» был опубликован в сети 24 октября, 2021 года.

-10

Песок, просачивающийся сквозь наши пальцы — это метафора на время, бесконтрольно от нас утекающее. Его поведение олицетворяет дуальность мира. Хаотичные движения, уничтожающие человека и спокойное течение, создающие покой и красоту отражают то, что лишь мы сами вершители нашей судьбы, готовые принять то, что нам предстоит.

-11

Стиль вновь является одним из важнейших аспектов фильма. Кураторами проекта выступили Элизабет Джейн Бишоп и Макс Савард, которые привлекли такой лейбл, как Harris Reed.

-12

В настоящее время «Lost Time» гастролирует по всему миру в рамках международного кинофестиваля. Фильм уже получил 10 наград по всему миру, включая «Best Experimental at Bristol Independent Film Festival», «French Riviera Film Festival», а также «Female Filmmakers Festival Berlin» и другие.

Почему же проекты Анны никогда не теряют свою актуальность?

Сама режиссёрка считает, что темы, которые она поднимает в своих работах, понятны каждому зрителю вне зависимости от возраста, гендера и национальности. Так и проблема родительской гиперопеки и игнорирования детей, поднятая в «Обратной стороне материнской любви» вызывают у нас неоднозначные чувства. Нормальное желание передать знания и моральные ценности юному поколению часто оправдывает жестокие воспитательные меры и манипуляции.

-13

Анна признается, что при создании концептов для неё не так важна популярность и мода, как отражение собственных мыслей и переживаний. И именно гремучая смесь, в составе которой талант, вирусный потенциал, личная «боль» позволяет проекту обрести зрителя на годы и стать трендсеттером.