Каспийское море - самый крупный внутренний водоем на земле. Четыре страны имеют выходы к нему и экономические притязания.
И неспроста.
Углеводороды
Предполагаемые ресурсы нефти и газа Каспия - около 20 млрд тонн. На одних только Каспийских территориях, примыкающих к РФ, обнаружены мощные месторождения нефти. Правда, нам их только предстоит разработать.
Богато озеро и сульфатами, известняком и солью.
Биоразнообразие
В 2020 году биологические ресурсы Каспия оценивались в 6 млрд долларов.
Например, рыбный улов на море составляет около 30% от всего российского рыболовства, а в советские годы и все 50%. Это в районе 300 тысяч тонн рыбы. Общемировая добыча осетровых - примерно 80%.
Но все не так радужно. Добыча и перевозка нефти негативно влияют на экологию моря. Если пятна от бурения скважин могут расползаться на 12 км, что говорить об авариях на платформах?
Сюда же добавим сильное загрязнение рек, впадающих в Каспий, бытовые и промышленные сточные воды, утечки топлива с судов.
Сильно бьет по рыбе и морскому зверю цветущее маковым цветом браконьерство, в результате которого убывают популяции промысловых и краснокнижных рыб.
Кильки, осетра и других могло быть сильно больше, если бы не человеческая деятельность и неблагоприятные факторы.
Антропогенный фактор не единственная боль Каспия. Из-за малого количества выпадающих осадков уровень воды в нем упал на три метра. Впрочем, дело не только в осадках, а еще и в скорости их испарения, если сюда добавить тектонические процессы и сокращение притока вод из Волги. Если так будет продолжаться, через несколько десятилетий площадь моря уменьшится на треть.
От всего этого сокращаются площади нереста осетровых и страдают каспийские тюлени, у которых остается все меньше мест для размножения. Да и сами тюлени массово гибнут по непонятным пока причинам. Хотя, возможно, проблема в выбросах метана и общем загрязнении озера. Ну, и про браконьерство не забываем.
Круизное пароходство
Развитое круизное пароходство могло бы обогатить Россию. Казалось бы, в 2016 году что-то зашевелилось. Однако четырехпалубный лайнер «Перт Великий» до сих пор не спущен на воду. Его планируемый маршрут - Азербайджан, Иран, Туркменистан, Казахстан, Стамбуле и Батуми. Туристам это удовольствие обошлось бы в 15 тысяч рублей в сутки.
Власти региона надеялись, что на достойное начало круизного сообщения в Каспийском море. Но пока этого не произошло.
Транспортный коридор «Север - Юг»
На 2й Евроазиатской конференции по транспорту в 2000 году Россия, Иран и Индия подписали соглашение о создании Транспортного коридора «Север - Юг», соединявшего Индийский океан, Персидский залив и Каспийское море, что давало возможность странам Северной Европы общаться с Индией через Россию и Иран. Проход по пути занимает в два раза меньше времени, чем через Суэцкий канал. Стоимость перевозок снижается на 30%. Однако, начавшись за здравие, проект ограничился перевозками между Россией и Ираном.
В 2018 году к исходной тройке присоединились Азербайджан, Армения, Шри-Ланка, Казахстан, Оман и Сирия. Но несмотря на все перспективы этого направления, оно пока не заработало.
В Астрахани, ставшей нашем форпостом на Каспии после распада Союза, до сих пор не создана особая экономическая зона для работы с контейнерными грузами, не модернизирован порт «Оля».
И еще момент.
Пляжи и лечебные грязи могли бы привлечь множество отдыхающих. Но туристический комплекс в Прикаспийской части РФ особо не работает.
Россия распоряжается своими ресурсами неохотно. А Турция и Китай проявляют к Каспию огромный интерес. И если мы не будем заботиться о нем развивать его, это сделают они, что будет для экономики и геополитики России огромным ударом.
#каспийское море #нефть и газ