Найти тему
Игорь Орлов

Серафим Чичагов о тайне служения Иоанна Кронштадтского. 6 важных вещей.

Оглавление
-2

В молодые годы, во время учебы в семинарии, у праведного Иоанна Кронштадтского, было сильное искушение.

«Ты не спасешься» - чувство, мысль внушаемая, нечистой силой пыталась повергнуть Иоанна в отчаяние и заставить принять эту мысль, согласиться с ней, последовать ей, приняв ее за истинную…И покатиться вниз.

«Не спасешься» - то есть не будешь жить в земной жизни со смыслом Божественным, а предаваться бессмысленной, беспутной, низкой, никчемной жизни, полной греха и смрада. А по смерти падешь в еще большую бездну тьмы.

Праведный Иоанн в тот момент не впал в отчаяние, не поддался враждебному помыслу, но припал к Богу, Христу Его. Крепко-накрепко.

«Господь! Вот мое спасение» - четко увидел и почувствовал праведный всем существом своим. Практически, реально. Сама эта догадка, мысль явственная - спасительна.

Далее началось его долгое служение Богу и людям.

О некоторых тайнах его поведал епископ Кишиневский (впоследствии митрополит Ленинградский и священномученик) Серафим Чичагов. Владыко Серафим считал себя духовным чадом святого Иоанна и 30 лет, как он сам говорил, находился у него в послушании. 6 важнейших моментов изложены ниже.

Икона и портрет свщм. Серафима Чичагова, духовного послушника и чада праведного Иоанна Кронштадтского (фото из Яндекс Картинки)
Икона и портрет свщм. Серафима Чичагова, духовного послушника и чада праведного Иоанна Кронштадтского (фото из Яндекс Картинки)

1. Источник Божественной силы.

Серафим Чичагов рассказывал, как Иоанн Кронштадтский подходил к служению каждой Литургии.

«Он припадал к престолу и тайно исповедовался…и до тех пор молился, пока начинал чувствовать, что Господь прощает его («Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Воспоминания самовидцев. М.Отчий дом, 2004. Из речи Серафима Чичагова).

Неформальная молитва и исповедь. Не односторонней была у Иоанна Кронштадтского молитва. А исповедь содействовала чистоте души. В чистой душе творится сильная молитва.

Молитва – не монолог человека, а диалог с Богом. Две стороны в ней: человек и Бог. Через молитву приходят ответы Бога. Именно они важны. Важно быть услышанным Богом, поддержанным Им. И тогда, и только тогда начинать служения, действия. Уже не сам собой, но по Богу, с Богом, на Его святой волне.

Молитвы за ближних.

Второе важное действие праведного Иоанна, который заметил Серафим Чичагов - молитвы за ближних, за живых и мертвых.

Праведный Иоанн становился у жертвенника, припадал на колени, и молился за живых и мертвых.

Как молился? Усердно, со слезами на глазах, дерзновенно прося за болящих и страждующих людей.

Он страдал вместе с этими людьми, он чувствовал их боль и это передавал в молитве Богу. Состояние души, сопереживание ближним – важнейшая вещь в молитве за ближних, за кого просим у Бога помощи.

Праведный Иоанн всегда жил и действовал среди множества людей его окружавших, обращающихся к нему за советом и помощью. Он искренне молился за всех (фото из Яндекс Картинки)
Праведный Иоанн всегда жил и действовал среди множества людей его окружавших, обращающихся к нему за советом и помощью. Он искренне молился за всех (фото из Яндекс Картинки)

Внимание евангелию.

Когда приходил момент чтения евангелия, святой Иоанн внимательно слушал его, внимая каждому слову. Он качал в такт головой, что означало постижение непреложной истины благовестия. Никогда, говорит Серафим Чичагов, не было так, чтобы Иоанн Кронштадтский не благоговел перед евангелием, был невнимателен к нему, отвлекался на другие дела. В евангелии, праведный видел, чувствовал, находил источник Истины.

Благодарение Господа.

По преосуществлении Святых Даров в Тело и Кровь Христовы, отец Иоанн совершенно преображался, как замечает Серафим Чичагов. Теперь он отходил от молитв за людей, боли за людей и всецело обращался к славословию и благодарению Господа.

Благодарил за бесконечное милосердие, беспредельную любовь, за спасение рода человеческого. Все это шло от глубин души и из личного опыта. Святой Иоанн, по опыту своему, знал действие Божественной благодати и видел реальные случаи спасения людей. Тысячи, многие тысячи случаев.

Молитва о верных.

Затем, как рассказывает Серафим Чичагов, отец Иоанн углублялся в молитву о верных Богу. И здесь он творил ее с дерзновением. А иногда, вспоминает епископ, он превращался в неподвижную тень, будто замирал, лицо его становилось бледным, глаза были закрыты.

Проживание Христовой боли.

Когда приходило время сделать праведному Иоанну возглас, он выходил из этого состояния, открывал глаза. По ожившему лицу катились крупные слезы. В такие моменты службы присутствующим делалось жутко и страшно – так описывает действие Серафим Чичагов. Это были воспоминания страданий Христа, переживание Его величайшей боли за людей.

Во всем этом глубоком духовном опыте праведного (он не был монахом, но мирянином) было одно главное: глубина внимания, сопереживания, глубина духовных чувств, идущих от души, окормляемой Богом, сонастроенной с Ним.

Сам Иоанн Кронштадтский не считал, что делает что-то особое, недоступное другим. Напротив, он полагал, что любой человек, искренне любящий Бога, каким бы делом он не занимался в жизни, может испытывать и проживать в жизни своей такой же опыт. Христом, подаренный и открытый каждому человеку.

Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.