Восприятие окружающего нас мира является индивидуальным процессом для каждого человека, но больше всего информации мы получаем с помощью зрения. Тем не менее, первым из органов чувств начинает работать осязание, и тактильное восприятие остается важным элементом познания в течение всей жизни человека. Для кого-то больше, для кого-то меньше – здесь тоже все очень индивидуально, но всегда осязание имеет значение, в том числе и в сфере дизайна интерьера. Хотя именно в этом вопросе визуальная «картинка» чаще всего превалирует над другими составляющими, и тактильное восприятие предметов и обстановки нередко упускается из виду. Между тем, общее ощущение пространства складывается не только из его цветовой палитры и нюансов освещения, но и в результате осязания предметов внутри. Грамотный дизайн – это хорошо сбалансированная материальная и текстурная палитра помещения, место, где к вещам хочется прикоснуться.
Очевидно, что для ковров тактильные ощущения всегда будут важны, ведь эти изделия находятся в прямом контакте с человеком.
«Луговой коврик» португальского производителя Ferreira de Sá выполнен из шерсти, шелка и мохера в технике тафтинга, когда основу из хлопковой ткани стегают не одиночной нитью, а пучками, а ворс приклеивают.
Неровные контуры и необычно высокий ворс являются следствием ручной техники плетения, в результате чего каждый коврик уникальный и неповторимый. Даже два коврика, изготовленные на один заказ, будут иметь незначительные отклонения в размерах и цвете, а при ручной работе конвейерная точность невозможна.
Ferreira de Sá была основана еще в середине прошлого века и сейчас является одной из крупнейших и старейших существующих компаний по производству ковров ручной работы в Европе. Все ковры компании изготавливаются по индивидуальному заказу, и это не только тафтинг, но и ручное ткачество, и техника так называемого бейризского шва - португальского ручного плетения.
Кроме натуральной шерсти из Новой Зеландии, мохера и так называемого ботанического шелка — растительной пряжи, произведенной из древесной массы и сертифицированной знаком экологического качества ЕС, Ferreira de Sá использует для изготовления ковров высокопрочный полиолефин с высотой ворса от 8 до 16 мм и не менее прочный регенерированный нейлон ECONYL® с отсутствием катышков и устойчивостью к пятнам.
Название компании Bitossi восходит к месту древних традиций производства керамических изделий в нескольких километрах от Флоренции. Ее основал в 1921 году Гвидо Битосси, продолжая дело своих предков и создавая керамику современного дизайна с помощью технологий прошлого. В начале 1950-х годов фабрикой была создана культовая коллекция Rimini Blue под художественным руководством Альдо Лонди, ставшая своеобразной вехой в развитии гончарного искусства.
Источником вдохновения и переосмысления традиций для Bitossi является сотрудничество с известными дизайнерами. Одним из них стал британский дизайнер Max Lamb, который сочетает традиционные, зачастую примитивные методы с самыми передовыми технологиями и цифровым дизайном. Он работает с разнообразными материалами и даже сам изобрел композитный материал мarmoreal, напоминающий терраццо. Но особую любовь дизайнер питает к натуральным материалам. Широко известен его проект «Дерево моего дедушки», представленный в Лондоне в 2015 году. Это композиция из 131-ого фрагмента 187-летнего ясеня с фермы деда дизайнера в Йоркшире, который стал загнивать и его хотели пустить на дрова. Но Лэмб разрезал дерево на куски, просушил их (в течение семи лет), отшлифовали смазал маслом. Идея заключается в сохранении идентичности дерева, сохранении информации с его годовых колец и связи частей дерева друг с другом. Эти фрагменты можно использовать в качестве табуреток, стульев, столов или просто декоративных предметов, они продаются по цене от 100 до 14 000 фунтов стерлингов.
Другой «громкий» проект Лэмба - 40 стульев уникального дизайна, которые он делал с использованием различных материалов и техник на протяжении почти десяти лет. Эта коллекция под названием «Упражнения в сидячем положении» была показана на Миланской недели дизайна в том же 2015-ом году.
А для Bitossi Лэмб в 2017-ом году разработал серию ваз из белой глины, покрытых глазурью различного цвета. Снаружи ваза покрыта уникальной рельефной текстурой. Каждая ваза может «солировать» в интерьере по отдельности, а может быть частью общей композиции с другими вазами этой серии.
Компания Moooi была основана в 2001 году дизайнером Марселем Вандерсом. Примечательно название компании – это голландское слово «красивый», в которое добавлена третья буква «о», что символизирует дополнительную ценность с точки зрения красоты и уникальности. Свою задачу руководство Moooi видит в создании эксклюзивного дизайна, изысканного и эклектичного, и всегда находящегося на грани коммерческой реальности и культурного интереса – «чтобы создать лишнюю букву «о» с точки зрения ценности и красоты». Художественное руководство компании находится в руках Марселя Вандерса, но он постоянно привлекает к работе над проектами других дизайнеров. Концепция Вандерса заключается в следующем: «Мы не говорим дизайнерам, что им делать, мы слушаем, что дизайнеры хотят сделать, и пытаемся реализовать свои мечты». Именно такой подход позволяет компании создавать изделия, обладающие характером антиквариата в сочетании со свежестью современности.
Так, на создание кресла Hortensia дизайнеров Andrés Reisinger & Júlia Esqué вдохновила человеческая потребность в тепле и комфорте. Это кресло станет самым мягким местом в вашем доме, куда можно сесть в поиске спокойствия и умиротворения. Hortensia прекрасно впишется в любой интерьер за счет вариативности выбора различных тканей и кожи.
На комфорт и уют пользователя ориентированно и мягкое кресло Tarantino, созданное дизайнером Лоренца Боццоли для компании Ghidini 1961. Особенность кресла - подушки-спинки из ватной ткани высокой плотности с внутренней резиновой вставкой и подушки сидений из полиуретановой резины разной плотности покрыты стеганым гусиным пухом на хлопковой подкладке в цветах, модных в 70-х годах прошлого века.
Кресло может быть изготовлено в различных вариантах обивки, а ножки из гнутого алюминия, закрепленные на внутренней металлической раме, отполированы вручную и покрыты прозрачным лаком. Варианты обивочного материала — шерсть, хлопок,натуральная кожа с отделкой набук, кожа с анилиновым покрытием и с натуральной текстурой, текстиль из переработанного полиэстера, из льна и вискозы и другие комбинации натуральных и синтетических материалов.
Компания Ghidini 1961 была создана в 2016 году под художественным руководством Стефано Джованнони и является подразделением известного итальянского бренда Ghidini Bosco. Она выпускает различные предметы интерьера, осветительные приборы и небольшие аксессуары. Отличительная особенность компании – сочетание современных технологий с традиционными ремесленными навыками, особенно в производстве литого алюминия и латуни. Весь производственный цикл осуществляется на собственной фабрике и характеризуется тщательным вниманием к деталям: от идеи до конечного продукта, проходя через различные этапы обработки - от литья под давлением до литья по выплавляемым моделям и гравитационного литья, от механической обработки до сверления, от сатинирования до пеcкоструйной обработки и полировки.
Если многие итальянские фабрики элитной мебели объединяют в своем производстве современные разработки и старые ремесленные традиции с акцентом на штучность и ручную работу, то компания Arflex поставила выпуск продукции на промышленные рельсы и стала использовать конвейер специализированных операций. Все началось в 1947 году, когда группа технических специалистов компании Pirelli во главе с Марко Дзанузо стала экспериментировать с материалами автомобильных кресел (губчатой резиной и эластичной лентой«настрокорд» для замены традиционной пружины) с целью их использования в массовом производстве мебели. Вскоре для реализации инновационного проекта была создана дочерняя компания Arflex. Набивка трехмерной конструкции и ее обивка тканью ручным способом уступили место конвейерной сборке из полностью готовых элементов, обшивка которых производилась машинным способом еще до сборки.
В далеком 1969 году дизайнер Тито Аньоли, чьи работы хранятся в коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке, разработал для Arflex кресло и модульную диванную систему 9000. Модель кресла изготовлена из фанеры и фасонного полиуретана, а ножки из черного лакированного металла с защитными нейлоновыми направляющими. Чехол делают из полиэстера, ткани или кожи, в последнем случае чехол несъемный.
Модульный диван представляет собой компактную систему сидений с закругленными углами, которая позволяет создавать множество конфигураций. Кресло — начальный этап модуля 9000, который может выглядеть как двухместный и трехместный диван, угловой или изогнутый блок и пуф. Как мы видим, промышленный подход не идет вразрез с основной идеей современной мебели для дома — удобство пользователя превыше всего!
Тоже самое можно сказать и о креслах Луки Ничетто, который в своей творческой карьере успел поработать арт-директором многих международных дизайнерских брендов. Для Arflex он разработал серию кресел обнимающей формы Algon в двух версиях — низкой (Low version) и высокой (High version).
Мебель: дизайнерские новинки 2021 года