Найти тему

Если в семье есть подросток, как строить отношения?

Подростки-это пожалуй, самая сложная категория граждан. Начинается этот возрастной период примерно в 12 лет и длится до 16-17 лет. Человек вроде бы уже и не ребенок, но ещё и толком не повзрослел, а старается позиционировать себя как взрослая самостоятельная личность, у которой есть свои права и желание их отстаивать и делать все самому. Но не хватает на это жизненного опыта,и часто дети забывают про свои обязанности, отстаивая права, и поэтому в семье в отношениях родителей и детей -подростков нередко возникают конфликты, недопонимание и как следствие-потеря родительского авторитета и уход ребенка на улицу, в компанию сверстников, и не всегда с хорошими последствиями. 

Пик "непослушания" и "несговорчивости" приходится примерно на 13-14 лет. Вообще в подростковом возрасте референтной группой и авторитетом для детей являются сверстники, они во многом подражают друг другу, а семья отходит на второй план. Ребенок становится закрытым для общения, появляются свои секреты от родителей, особенно в семье, где не хватает взаимопонимания и эмоциональной сплочённости как между мамой и папой, так и между родителями и детьми. И как раз в этот период некоторые подростки пробуют курить, начинают употреблять психоактивные вещества, могут вступать раньше допустимого по закону возраста в сексуальные отношения, иметь суицидальные тенденции, часто из-за неразделенной любви. И все это в дальнейшем может отразиться на физическом или психическом здоровье.

    Поэтому для того, чтобы пережить кризис подростковости более менее спокойно, к нему нужно готовиться заранее.

1.Ещё с детства сформировать ребенку круг увлечений и интересов с учётом его желания. 

2.Не унижать, проявлять уважение к личности, мнению, выслушивать его, всегда быть готовым к конструктивному обсуждению.

3.Избегать деструктивной, разрушительной критики. Если что-то нужно исправить в поведении или действиях-всегда указывать на ресурс,к которому можно придти. Так же поддерживать ребенка в случае неудач. 

4.Обязательно похвала за успехи. 

5.Обнимашки, особенно девочкам. 

6.И ещё, чтобы девочка выросла в добрую, спокойную, уважающую себя и других женщину, в этом возрасте очень важна роль любящего отца, который уделяет своей дочери достаточно внимания и времени, проявляет любовь, уважение, проговаривает ей комплименты, что-то дарит. И роль матери-являющейся для неё образцом женственности и любящей жены и мамы. 

Надо ли тут говорить, что модель отношений в родительской семье между отцом и матерью, ребенок, взрослея, переносит в свою собственную. И если в семье было эмоциональное неблагополучие, рукоприкладство, разводы;все это отразится и на личности ребенка, подростка, и на его отношениях с окружающими, особенно с противоположным полом. Здесь касаемо и мальчиков и девочек. 

7.Эмоциональное участие в повседневной жизни ребенка, сопереживание, интерес к текущим делам и отношениям со сверстниками. Дружеское общение, без явно выраженного контроля. 

8.Познакомиться с друзьями ребенка, подружиться, принимать их в гости,чтобы понимать, с каким контингентом он общается, чего ожидать. 

9.Максимум внимания к потребностям и интересам подростка, особенно, когда ему нужен совет, поддержка, одобрение или недостающая информация. 

10.Если случилось, что подросток попробовал табак или алкоголь, или имела место суицидальная попытка- поинтересоваться, для чего ему это было нужно, что это ему дало, и рассказать, какие неблагоприятные последствия могут быть в итоге у всех, кто принял в этом участие. При необходимости обратиться за консультацией к психотерапевту. Обсуждать такие ситуации надо спокойно, без крика и обвинений, без физических наказаний, иначе можно потерять доверие ребенка, потом уже он просто не расскажет своевременно ситуацию, в которой ему будет требоваться помощь. 

11. Учить брать ответственность за свои поступки, поощрение самостоятельности. 

12. Ещё с детства научить правильно соблюдать личностные "границы" свои собственные и другого человека. 

Таким образом: всегда максимальное внимание, эмоциональная включенность в жизнь ребенка, открытость, готовность к обсуждению и помощи, разделение ответственности, отсутствие гипо- и гиперопеки.