Бог есть любовь. Так говорит Библия, таким явил Бога во плоти наш Спаситель Иисус Христос.
Что такое любовь? Наверное, можно сказать, что это кровная заинтересованность в благополучии ближних, в их здоровье, жизни, успехе, счастье.
Господь крайне заинтересован в этом по отношению к каждому человеку. ради нашего счастья он пошел на крест. Пошел из любви к нам.
Зная это, кажется неким противоречием некоторые места Священного Писания, например это: «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом всякий повешенный на дереве, и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел» (Втор.21:22,23).
Где здесь Божья любовь? Где Его заинтересованность в благополучии человека? Ведь жутко и страшно представить в своем воображении картину, описанную в данном тексте.
Может быть, в древние времена и считалась нормой смертная казнь за разврат, убийство или непочтение к родителям, но нам, современным людям, на это невозможно смотреть без содрогания.
В древности люди не знали слова «толерантность», а те слова, которые служили эквивалентом значения толерантности, очевидно, воспринимались людьми по-другому. Может быть, более жестко, чем сейчас.
Тем не менее, любовь Бога к человеку вечна и неизменна. Она не претерпевает изменений, коррекций, метаморфоз. Как же нам увидеть эту любовь в предлагаемом тексте Второзакония?
Наверное, для начала нам нужно понять, что такое Божье проклятие. Если мы обратимся к Втор.28 и Лев.26, то Божьи проклятия предстанут нам в виде неурожаев, неустройств, болезней, засухи, войн и рассеянии Божьего народа по отдаленным языческим странам. Причем в Лев.26 прослеживается семикратное нарастание гнёта проклятий на израильскую землю и ее жителей до тех пор, пока, подобно блудному сыну, до израильтян не дойдет желание покаяться и вернуться к Богу Отцу.
«Оставшиеся из вас исчахнут за свои беззакония в землях врагов ваших и за беззакония отцов своих исчахнут; тогда признаются они в беззаконии своем и в беззаконии отцов своих, как они совершали преступления против Меня и шли против Меня…, и тогда как они будут в земле врагов их, - Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтоб разрушить завет Мой с ними, ибо Я Господь, Бог их; вспомню для них завет с предками, которых вывел Я из земли Египетской пред глазами народов, чтоб быть их Богом. Я Господь» (Лев.26:39,40,44,45).
Таким образом, проклятия Божьи предстают нам как средство возвращения народа к Богу, средство обращения с греховных путей и ненависти ко всякому греху.
Господь любит Свой народ, любит до ревности и не хочет видеть, как, следуя за грехом, его чада стремительно приближаются к вечной погибели. Вернуть заблудших детей Ему помогают проклятия. В этом также видна Божья отеческая забота и Его непостижимая любовь.
И мы приходим к выводу, что проклятия Божьи – это средство обращения и покаяния, это воспитательная мера для того, чтобы человек оставил путь греха. Как теперь понимать текст: «Проклят пред Богом всякий повешенный на дереве» (Втор.21:23)?
Повешенный на дереве – мера показательна. Человека, который совершил преступление, достойное смерти и был умерщвлен (Втор.21:22), в некоторых случаях вывешивали на столб или крест в назидание непокорным Божьему закону. Такое происходило во времена, когда Сам Господь был Царем в Израиле, то есть во времена теократии, которые продолжались до начала эпохи царей.
Проклятым человек являлся не потому, что его тело привязывали на дереве (столбе), а потому что он при жизни упрямо и целенаправленно попирал Божьи заповеди, творя зло. И выставлен он был на высоком столбе для того, чтобы проходящие мимо не вздумали повторять его поступки и оставили всякие мысли о греховном пути, возмездием за который не приносит ничего хорошего.
Не будем при этом забывать, что ценой возвращения человека к Богу, ценой покаяния и прощения всегда служил и служит крест, на котором был повешен наш Господь и Спаситель Иисус. Он взял на себя проклятия греха и стал за всех нас проклятым, висящим на дереве.