Перед Новым годом хочется чего-то особенного, праздничного, необычного, романтического.
Для меня праздничное и романтическое – всегда свидание с прошлым. Когда небо было голубее и трава зеленее!...
Попробую и вас заинтересовать, друзья!
Еще должен сказать, что мы не знаем много достойных и прекрасных имен российских, отечественных артистов, исполнителей прошлого.
Легендарных, умопомрачительных!
По разным причинам. Кто-то ушел из жизни перед самым 1917 годом. Кто-то после известных событий покинул пределы России и стал эмигрантом. Кто-то так удачно дебютировал в первое десятилетие нового ХХ века, что, получив приглашение от западноевропейских и американских театров, навсегда остался на Западе и не увидел и не прочувствовал всех катаклизмов революции и гражданской войны.
Был даже период – 1925-30 годы, когда наши соотечественники приезжали на Родину в качестве блистательных и сияющих славой западных звезд!... Было всяко.
Сегодня мне показалось интересным перелистать страницы журнала «Огонек», первого номера нового 1913 года. Редакция опубликовала серию анкет под названием «Ваш новогодний тост?» Опросили элиту оперной сцены, российских и мировых звезд первой величины. Каждый из них достоин диссертации.
Я не взял на себя непосильной задачи хотя бы кратко рассказать о каждом – всего лишь несколько строк об отдельно взятом кумире.
И – его новогодний тост!!!
Мне показалось это любопытным.
Анкета журнала «Огонек». №1. 6 (19) января 1913 года. Воскресенье.
Ваш новогодний тост?
Фелия Литвин
Я пью за славу дорогой России.
Да живет вечно святое искусство под сенью и мощью великой Отчизны!
... я – могу сказать это без ложной скромности – стала настоящим кумиром зрителей: поклонники отрывали от моего платья лоскуты на память – каждому хотелось иметь сувенир.
Ф. В. Литвин. Моя жизнь и мое искусство. Мемуары.
О голосе певицы в дни ее гастролей в России. Конец XIX – начало XX в. в.
Он у артистки великолепен, по силе звука громадный, он ровен, совершенно свеж, металлического густого и вместе мягкого тембра, обширнейшего диапазона, причем не знаешь, какой регистр лучше – нижний, средний или верхний – всюду одинаковая свобода, звучность. Как материал, трудно себе представить лучшее драматическое сопрано,
– писал в журнале «Артист» известный критик Семен Кругликов.
Ария Леоноры из оперы «Трубадур» Дж. Верди. Поет Ф. Литвин. Запись 1910 года.
Дмитрий Смирнов
Искреннее желание, чтобы никто не вмешивался в личную жизнь артиста!
Я не мог удержать себя, когда овладел вокалом, и у меня все было, и я все мог!.. Когда я пел, то отдавал все, что имел и упивался пением.
Д. А. Смирнов. Мемуары
Запись романсов Надира у меня есть в исполнении шести теноров, в том числе: Карузо, Флеты, Тито Скипы, Джильи. Но после Смирнова – никого больше не хочется слушать … В техническом мастерстве он превзошел многих прославленных итальянских певцов, хотя и сам у них научился немалому.
А вообще, должен признаться, вокальное мастерство Смирнова захватывало, удивляло, само по себе являлось искусством. Я и теперь еще с восхищением слушаю его записи и поражаюсь совершенству техники. Так или иначе, записи Смирнова остаются для меня не только источником наслаждения, но и познания.
Глава «Мои университеты». «Путь к искусству». С. Я. Лемешев
Леонид Собинов
За возрождение русского оперного творчества!
Леонид Витальевич прожил самую счастливую жизнь. Он получил от нее все, что только она могла ему дать. Исключительный голос, красоту, славу, ум, обаяние, привязанность друзей …
Вокальный педагог Ф. Ф. Заседателев, друг и поклонник артиста.
Песня певца за сценой из оперы А. Аренского «Рафаэль». Поет Л. В. Собинов.
Николай Фигнер
Мое желание на Новый год – повсюду больше мира и спокойствия. Себе же желаю, чтобы враги мои поменьше шипели, а друзья мои меня не забывали и помнили – как они это делали до сего 1913 года.
Я вернулся третьего дня вечером из поездки к Фигнеру. Он в восторге от партии; говорит о ней со слезами на глазах, – хороший признак! Отчасти партию уже знает, и я убедился, как он умен и понятлив. Все его намерения вполне соответствуют моим желаниям,
– пишет Чайковский незадолго до премьеры своей «Пиковой дамы», которая состоялась 7 декабря 1890 года.
Петр Ильич позже надписал Николаю Николаевичу клавир «Пиковой дамы»:
Виновнику существования этой оперы от благодарного автора.
Кто-то еще не подписался на мой блог? – Напрасно!!!
Не забудьте поставить лайк!
И, как всегда – слушайте записи героев публикации, оставляю ссылки, и делитесь впечатлениями, коим я всегда рад!