Рад приветствовать. Это вновь разбор позиций списка лучших фильмов жанра ужасы всех времён и народов по версии сайта "best-horror-movies.com", и сегодня речь идёт о шестой позиции. Не девяносто шестая, не пятьдесят шестая, даже не шестнадцатая позиция - а именно шестая. Поразительно, как быстро пролетела эта целая сотня фильмов. Впереди призовая пятёрка, но пока что...
6 место
"Кошмар на улице Вязов"/"A Nightmare on Elm Street"(1984)
Рейтинг КП - 7,7; Кол-во оценок - 87 668;
Рейтинг IMDb - 7,5; Кол-во оценок - 224 877;
Режиссёр - Уэс Крэйвен.
Четырём подросткам Спрингвуда снится один и тот же кошмарный сон, в котором за ними гонится и пытается убить человек с обожжённым лицом в шляпе и с ножами на руке. Когда лучшая подруга старшеклассницы Нэнси умирает во сне ужасной смертью, девушка понимает, что до неё добрался тот жуткий тип, и он на этом не остановится. Пытаясь выяснить, как ему противостоять, Нэнси всеми силами старается не спать.
Без спойлеров
Сюжет в фильме довольно бородатый, ничего особо изысканного нет, за исключением самой идеи, что теперь антагонист не разменивается, как те же Майерс и Вурхиз, и настигает жертв не в реальности, где ему могут помешать полицейские, друзья героев, бита, попавшая по черепу, и прочие прелести жизни, а во сне, где никто жертвам не поможет, и застигнув их в ночных кошмарах, они гибнут и в реальности. Сейчас оно, возможно, и не кажется каким-то откровением, но во время выхода люди, и без того страдающие бессонницей или от кошмаров, думаю, оценили находку Уэса Крэйвена:)
Сам антагонист - Фредди Крюгер - в первом своём фильме ещё не такой колоритный и по-своему занятный, коим он представляется в последних фильмах, где он нарисован таким генератором чёрного юмора. Здесь он обычный психопатыч из сна, и если заменить его на кого-угодно другого, то сильно ничего не изменится. Я, помимо первого, смотрел второй, а вот третий или, скажем, седьмой фильмы я не видел, зато смотрел "Фредди против Джейсона", и версия Крюгера из кроссовера 2003 года мне нравится куда больше. Ну потому что в отличии от оригинального фильма 1984 года версию персонажа из "Фредди против Джейсона" уже без потери смысла и содержания не заменишь.
По остальным героям и говорить нечего - стандартный набор для раннего слэшера. Ну, зато ранний Джонни Депп есть. Оригинальная тема "Кошмара на улице Вязов" хороша. Однако в фильме в целом нет какой-то изюминки, которая как-либо выделяла бы его. В оригинальной "Пятнице 13-е" 1980 года, скажем, была такая изюминка в виде какого-то необъяснимого очарования, вероятно, от простоты и приземлённости истории. И вот первый фильм про Вурхиза я допускаю, что могу однажды в будущем пересмотреть. Про оригинальный фильм Фредди я такого сказать, увы, не могу.
Со спойлерами
Здесь мне добавить особо нечего, кроме того, что здесь в самом финале малость удивил сюжет. Казалось бы, Нэнси изгнала товарища Крюгера в небытиё, она больше его не боится, и ура, победа. Но тут случилась концовка. А концовки слэшеров, как и ужасов в целом - ну вы знаете, они такие, на своей волне. Так и тут Крюгер заманивает Нэнси и ко, видимо, в её сне в машину цвета своего свитера, увозит их, а мать Нэнси утаскивает, ам, куда-то. Что это значит, как понимать, не нарушает ли это правил игры - ещё вопрос.
Помнится, я слышал, что у ленты есть три варианта концовки, но я уже их все не помню, однако все они вызывают определённые вопросы. Понятно дело, что не дать в последних кадрах хотя бы намёк на то, что антагонист уцелел и боеспособен - это, видимо, моветон для слэшеров, но обставить это можно было бы и не вызывая подобного недопонимания.
Что пишет пресса
"Кошмар на улице Вязов" 1984 года - по-своему культовый фильм, знаковый для жанра слэшер, и поэтому более 90% рецензий являются положительными - никто же не хочет, чтоб про него подумали, что он не ценит классику. И поэтому же рассматривать эти самые положительные рецензии совершенно неинтересно.
Там, как обычно в подобных случаях, все нахваливают кино в весьма расплывчатых формулировках а-ля "великий фильм", "режиссёр гений" и "культовый злодей". Про великий фильм - слишком спорная тема относительно почти любого фильма. Крэйвен гений, как следует из рецензий, потому что антагонист гоняется за жертвами через сны, а сон необходим, плюс солидная часть аудитории знает что есть ночной кошмар, так что идея беспроигрышная. А про "культовый злодей" я скажу только то, что он стал таковым только потому, что фильм в своё время выстрелил и породил кучу сиквелов.
Если бы фильм не обзавёлся кучей продолжений, где герой и обзавёлся собственным характером и повадками, то я уверен процентов на девяносто пять, что сейчас никто бы и не вспомнил, что за Фред с ножами на руке и что там за такой "Кошмар на улице Вязов". Потому что, опять же, здесь он самый обычный, ничем не примечательный злодей из хоррора.
Был такой фильм - "Сожжение" 1980 года. Едва ли кто из читающих это слышал что-то об этом фильме. Это мало кому ныне известный слэшер из восьмидесятых с всего тысячей оценок на КиноПоиске. Так вот, согласитесь, что если бы в 1980 году эта канувшая в лету картина выстрелила и породила с десяток продолжений, то и о антагонисте этого фильма сейчас отзывались бы как о культовом образе. Сложная тема, в общем, для отдельного разговора. Но думаю, вы поняли.
В одной из немногочисленных негативных рецензий говорится, что фильм ничуть не страшный, актёры неубедительны, а диалоги пустые. Другой рецензент в своём детище негативного толка говорит, что фильм просто глупый и не является ни ужасами, ни комедией. Глупый или не глупый - не следил, но то, что фильм особо не пугает и при этом не шибко-то интригует - это есть такое.
Послесловие
Первый фильм про Фредди Крюгера я не могу назвать хорошим или даже плохим - он просто какой-то ровный. Но если меня спросят, что я скажу этой ленте, "да" или "нет", то мой ответ будет, пожалуй, "нет". Я в этом фильме не увидел ничего для себя интересного, мне здесь оказалось не за что зацепится. Даже более прохладно принятая оригинальная "Пятница 13-е", как ни странно, понравилась мне. А "Кошмар..." - что-то как-то ни рыба ни мясо.