Если брать обычных людей с умеренным интеллектом и нормальными социальными навыками — то нет, верующие не более нравственны, чем атеисты. Во всяком случае, хорошо воспитанный атеист более нравственен, чем верующий, мораль которого контролирует вера в небесные награды и адские наказания. Всегда есть вероятность, что последний руководствуется простой эгоистической заботой о своей собственной загробной жизни. Он верит, что Бог отплатит ему, если он будет вести себя хорошо.
С другой стороны, для людей с низким интеллектом или без хороших естественных социальных инстинктов (навыков) религия может дать действительно полезные рекомендации о том, как себя правильно вести. Хотя некоторые из таких людей будут нечестными и будут просто искажать свою религию, чтобы оправдать то, что они хотят делать.
Также существует уровень, на котором некоторые религиозные люди делают то, что, по их мнению, хочет их бог, потому что они думают, что это само по себе является правильным поступком, безотносительно к какой-либо награде или наказанию. Даже если они формально пострадают за это. Это форма морали сама по себе — религиозный эквивалент подчинения закону. Закон страны следует соблюдать только потому, что это закон. Даже если вы не всегда понимаете, зачем нужен конкретный закон, вы чувствуете, что верховенство закона выгодно обществу.
Есть социологические исследования, которые показывают следующие вещи.
- Дети, воспитанные без религии, проявляют больше сочувствия и доброты.
- Религиозные дети злее своих нерелигиозных сверстников.
- Есть отрицательная корреляция между религиозностью и детским альтруизмом.
- Атеисты в среднем лучше относятся к христианам, чем христиане к атеистам.
Некоторые опросы в американских тюрьмах показывали, что атеистами объявляют себя лишь четверть процента заключенных. Практически все остальные — верующие, большинство из которых (40%) — христиане. Выходит, если рассматривать преступное поведение, атеисты демонстрируют высшую мораль. Процент верующих среди преступников значительно выше, чем процент верующих в обществе в целом.
Никакое существо, требующее поклонения, не заслуживает поклонения. Само по себе желание, чтобы вам поклонялись, совершенно аморально.
Атеисты понимают, что мораль — врождённая и социальная вещь. Кроме того, они принимают во внимание золотое правило: поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы поступили с вами. Это вполне приемлемый моральный ориентир.
Возможно, верующие думают, что смогут избежать Страшного суда и наказания, приняв бога. У неверующих нет такой индульгенции, но они верят, что те, кто не убивает лишь из-за угрозы ада, безнравственны. Атеисты не убивают, потому что это просто неправильно. Они хотят жить в обществе, уважающем своих членов. К сожалению, верующие так живут не всегда.
Мораль атеистов — их свободный выбор. В отличие от этого, мораль верующих продиктована их Богом. Таким образом, люди, которые верят в Бога, менее нравственны. Некоторые даже верят в то, что Бог, очевидно, простит им любые злодеяния только потому, что они верят в Него.
Следовать тому, что написано в Библии — это не мораль, а лишь послушание. Серьёзные различия в кодексах поведения между разными религиями и конфликты между ними указывают на то, что то, что обычно продвигается как «мораль» в религии, в основном является просто некоей частной догмой.
Логично предположить, что доказательств того, что люди, которые верят в Бога, более нравственны, ровно столько же, сколько существует доказательств существования самого Бога. То есть ни одного.