185 подписчиков

Как в XV веке русские защищались от злых духов и, чем заменяли статуй в древнерусских храмах

Взамен статуй в храмах XIV века резчики стали создавать резные объемные иконы. Это были рельефные почти плоские фигуры, не имевшие фона.

Резная икона Николы XIV век. Можайск. Никольский собор
Резная икона Николы XIV век. Можайск. Никольский собор

В то время московские мастера создавали различные резные иконы и оклады. До наших дней сохранились:

  • Резная икона Николы из Николаевского собора в Можайске хранится сейчас в Третьяковкой галерее. Никола представлен в позе, характерной заподнорусской культуре: молящимся с поднятыми руками. В правой руке он держит меч, а в левой - город Можайск. По легенде святой Никола во время нападения на Можайск в грозном виде воспарил над собором города и защитил его.
  • Оклад Евангелия Фёдора Кошки (1392)- это высокий рельеф с изображением фигур и полуфигур святых с довольно крупными руками и ногами и с упрощенными складками одежд. Мастер, создавший рельеф пока ещё был далёк от многоплановой и утонченной работы.
Оклад Евангелия Фёдора Кошки. 1392
Оклад Евангелия Фёдора Кошки. 1392
  • Серебряный оклад иконы Владимирской Богоматери украшен изображениями двенадцати "праздников". Оклад выполнен русскими мастерами, которые в искусной манере смогли показать изящные линии фигур и пространство в низком рельефе.
Оклад иконы Богоматерь Владимирская. Начало XV века. Золото, драгоценные камни, чеканка, басма. 105х70. Государственный музей Московского Кремля
Оклад иконы Богоматерь Владимирская. Начало XV века. Золото, драгоценные камни, чеканка, басма. 105х70. Государственный музей Московского Кремля
  • Панагия - складень из золота и орехового дерева с вырезанными фигурами Марии и Иоанна выполнена художником Амвросием в конце XV века.
Амвросий. Панагия - складень. 1456
Амвросий. Панагия - складень. 1456

А в Новгороде в то время так же отсутствовала монументальная скульптура. Был лишь плоский рельеф.

  • Крест, вставленный в стену Софийского собора и Людогощенский крест в церкви Флора и Лавра хотя и умело вырезаны из дерева, но, всё же по уровню отстают от живописных работ того же периода.
Яков Фирсов. Людогощенский крест. 1359. Фрагмент. Дерево. Новгород. Историко-архитектурный и художественный музей - заповедник
Яков Фирсов. Людогощенский крест. 1359. Фрагмент. Дерево. Новгород. Историко-архитектурный и художественный музей - заповедник
Святой Георгий. XV век. Резьба по кости
Святой Георгий. XV век. Резьба по кости

О дальнейших этапах развития русского декоративно-прикладного искусства я расскажу в следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

#история искусства #скульптура #статуи #культура