Найти в Дзене

Культура "классической" Греции. Высокая классика

Архитектура и скульптура. Вторая половина V века до нашей эры - была временем расцвета искусства Древней Греции, поэтому этот период именуется "высокой классикой" или "эпохой Перикла", в честь наиболее известного политического деятеля Афин того времени. Ведущая роль в расцвете древнегреческого искусства принадлежала Афинам - самому развитому в политическом, экономическом и культурном отношении полису. Разрушенные персами Афины заново отстраиваются. Возводятся общественные здания, жилые дома, площади и улицы украшаются статуями, на Акрополе, на развалинах старого ансамбля храмов, ещё времен архаики, воздвигается новый ансамбль, выражающий идеалы эллинизма. Искусство Афин этого времени служило образцом для искусства других полисов, в особенности тех, которые были в орбите политического влияния Афин. В Афинах работало множество местных и приезжих художников, архитекторов, живописцев и скульпторов. Архитектура третьей четверти V века до нашей эры выступала как свидетельство победы разумной
Оглавление

Архитектура и скульптура.

Вторая половина V века до нашей эры - была временем расцвета искусства Древней Греции, поэтому этот период именуется "высокой классикой" или "эпохой Перикла", в честь наиболее известного политического деятеля Афин того времени. Ведущая роль в расцвете древнегреческого искусства принадлежала Афинам - самому развитому в политическом, экономическом и культурном отношении полису. Разрушенные персами Афины заново отстраиваются. Возводятся общественные здания, жилые дома, площади и улицы украшаются статуями, на Акрополе, на развалинах старого ансамбля храмов, ещё времен архаики, воздвигается новый ансамбль, выражающий идеалы эллинизма. Искусство Афин этого времени служило образцом для искусства других полисов, в особенности тех, которые были в орбите политического влияния Афин. В Афинах работало множество местных и приезжих художников, архитекторов, живописцев и скульпторов.

Архитектура третьей четверти V века до нашей эры выступала как свидетельство победы разумной человеческой воли над природой. Передовая архитектурная мысль получила выражение не только в сооружении отдельных, выдающихся своими художественными качествами зданий, но и в области градостроительства. Впервые в эпоху Перикла была широко осуществлена правильная (регулярная) планировка городов по единому продуманному замыслу. Так была, например, распланирована военная и торговая гавань Афин - Пирей. В отличие от большинства более древних греческих городов в Пирее мощеные улицы одинаковой ширины шли строго параллельно друг другу; под прямым углом их пересекали поперечные, более короткие и узкие улицы. Работы по планировке города были проведены, не ранее 446 года до нашей эры, архитектором Гипподамом из Милета - выходцем из малоазийской Греции. Самым главным сооружением эпохи Перикла был новый ансамбль Афинского акрополя, который господствовал над городом и его окрестностями. Акрополь был разрушен во время персидского нашествия; остатки старых зданий и разбитые статуи были употреблены теперь на выравнивание поверхности холма Акрополя. В течение третьей четверти V века до нашей эры были возведены новые постройки - Парфенон, Пропилеи, храм Бескрылой Победы. Завершающее ансамбль здание Эрехтейона строилось позже, во время Пелопоннесских войн.

Афинский Акрополь. Реконструкция.
Афинский Акрополь. Реконструкция.

Планировка и постройка Акрополя при Перикле были выполнены по единому продуманному плану и в сравнительно короткое время под общим руководством великого скульптора Греции - Фидия. 3а исключением Эрехтейона, законченного в 406 году до нашей эры, все основные сооружения Акрополя были воздвигнуты между 449 и 421 гг. до н. э. Место, на котором воздвигнут ансамбль Акрополя, представляло собой крутой и обрывистый холм с плоской вершиной. В основе архитектурного замысла ансамбля лежала идея свободы и совершенной гармонии, ярчайшая индивидуальность частного, плавно включающаяся в единую гармонию целого. Подчиняясь природе, композиция ансамбля зиждется не на симметричном или последовательном, как в архаике, расположении памятников, а на свободном - при безупречной уравновешенности всех частей. Над крутым склоном священного холма архитектор Мнесикл воздвиг знаменитые беломраморные здания Пропилей с расположенными на разных уровнях дорическими портиками, связанными внутренней ионической колоннадой. Поражая воображение, величавая стройность Пропилей - торжественного входа в Акрополь, сразу же вводила посетителя в лучезарный мир красоты, утверждаемый человеческим гением. По ту сторону Пропилей вырастала гигантская бронзовая статуя Афины Промахос, Афины Воительницы, изваянная Фидием. Бесстрашная дочь громовержца олицетворяла здесь на площади Акрополя, военное могущество и славу своего города. Мореплаватели, огибавшие южную оконечность Аттики, ясно видели сверкающие на солнце высокий шлем и копьё богини-воительницы.

Акрополь, построенный во славу богов, не подавляет человека, всё в нем сопоставимо с человеком, который возвышается до божественно-героического уровня.

К началу второй половины V века до нашей эры художественная жизнь протекала не только в Афинах, но и в других городах. Родом из Сикиона или Ароса происходил Поликтет, деятельность которого протекала в Аргосе. Его статуя юноши-копьеносца «Дорифор», воплощающаяся мужественный идеал доблестного гражданина-воина, полный чисто эллинского классического благородства, была воплощением разработанной им системы идеальных пропорций и закона симметрии, по которым должно строиться изображение человека. Свои теории Поликтет изложил в трактате "Канон". Согласно его пропорциональной системе, голова должна составлять 1/7 всего роста, лицо и кисть руки - 1/10, ступни - 1/6. Его система вела к утверждению известной нормативности и приземистости изображаемых фигур с несколько тяжеловесными пропорциями.

Вазопись.

Вазопись в эпоху высокой классики развивалась в тесном взаимодействии с монументальной живописью и скульптурой. Опираясь на реалистические завоевания первой трети века, вазописцы высокой классики, однако, стремились умерить ту резкость в передаче деталей натуры или мотивов движения, которые встречались ранее. Большая ясность и гармоничность композиции, величавая свобода движения и, главное, большая духовная выразительность стали характерными чертами вазописи этого времени. Вместе с тем вазопись несколько отошла от той конкретной жанровости сюжетов, которая наблюдалась в первой трети века. В ней появилось больше героических изображений на мифологические темы, сохранявших всю человечность ранней классики, но явно искавших монументальной значительности образа. Примерами вазописи высокой классики могут служить такие сделанные во второй половине века рисунки, как «Сатир, качающий на качелях девушку во время весеннего праздника», «Полиник, протягивающий ожерелье Эрифиле» (так называемая «Ваза из Лечче») и многие другие.

Ваза из Лечче
Ваза из Лечче

Около середины века получили широкое распространение лекифы с росписью по белому фону, служившие для культовых целей (связанных с погребением умерших). В них нередко рисунок достигал особенной непринужденной легкости (подчас переходившей в небрежность); он наносился черным лаком, обрисовывая основные линии фигуры, и после обжига раскрашивался (почему иногда из-за стершейся краски фигуры выглядят обнаженными). Образцом мастерского рисунка на белом фоне является изображение девушки, приносящей дары умершему, на аттическом лекифе Бостонского музея

К концу 5 в. до н. э. вазопись начала приходить в упадок. Уже Мидий и его подражатели стали перегружать рисунки на вазах декоративными деталями; в этой нарядной узорной орнаментации фигуры людей, изображенные в затейливых ракурсных построениях, потеряли свое первенствующее значение - они стали безличными и одинаковыми, теряясь посреди развевающихся драпировок. Кризис свободного труда в конце 5 в. особенно пагубно отразился на творчестве мастеров-керамистов и рисовальщиков. Вазопись начала утрачивать художественное качество, превращаясь постепенно в механическое и безликое ремесло.

Живопись.

Не дошедшая до нас живопись классического периода, насколько можно судить по высказываниям древних авторов, имела, так же как и скульптура, монументальный характер и выступала в неразрывной связи с архитектурой. Выполнялась она, видимо, чаще всего фреской; не исключена возможность, что в V в. до н. э.) во всяком случае во второй половине его, употреблялись клеевые краски, а также восковые (так называемая энкаустика). Клеевые краски могли применяться как прямо по специально подготовленной стене, так и по грунтованным доскам, которые укреплялись непосредственно на стенах, предназначенных для росписи. Живопись в 5 в. до н. э. носила строго обобщенный монументальный характер и создавалась для определенного места в архитектурном ансамбле. Монументальная живопись занимала важное место в художественной жизни того времени. Лучшие произведения пользовались большой славой. Крупнейшие мастера живописи были широко известны и окружены общественным почетом наряду с выдающимися скульпторами, поэтами, драматургами своего времени. Живопись V в. до н. э. по своим эстетическим принципам была очень близка скульптуре, находясь в тесной взаимосвязи с ней. По существу изобразительные задачи живописи в основном сводились к иллюзорному воспроизведению объема человеческого тела. Задача изображения среды, окружающей человека, его взаимодействия с ней в живописи V в. не ставилась. Собственно живописные средства изображения - светотень, колорит, передача атмосферы, пространственной среды - только зарождались, и то в основном в конце V в. до н. э. Искусство светотени открыл Апполодор Афинский, который за своё открытие получил прозвище «Скиаграф», то есть «тенеписец». С именем Апполодора связывают и рождение настоящей станковой живописной картины - он стал писать темперой на грунтованных досках. Но основной целью и в конце века оставалось стремление найти художественные средства, передающие пластическую объемность. Крупнейшим мастером второй четверти и середины 5 в. до н. э., современником Мирона, был Полигнот - уроженец острова Фасоса, получивший за свои работы, выполненные им для Афин, почетное звание афинского гражданина. Одной из самых знаменитых работ Полпгнота была роспись «Лесхи (дома собраний) книдян» в Дельфах, описание которой сохранил нам Павсаний, где Полигнот изобразил «Гибель Трои» и «Одиссея в Аиде». Известно, что Полигнот употреблял только четыре краски (белую, желтую, красную и черную); видимо, его палитра не отличалась слишком резко от той, что применялась мастерами вазописи. Согласно описаниям, цвет у Полигнота носил характер раскраски и цветная моделировка фигуры им почти не применялась. Но его рисунок отличался высоким совершенством. Он верно в анатомическом отношении передавал тело в любых ракурсах и движениях. Древние восхищались тем, что Полигнот достиг совершенства в изображении лица, что он впервые стал передавать душевное состояние, в частности с помощью приоткрытого рта стремясь придать лицу черты эмоциональной выразительности. Подобные опыты в скульптуре осуществлялись мастерами западного олимпийского фронтона как раз в годы расцвета деятельности Полигнота.

Огромное СПАСИБО всем, кто дочитал эту статью до конца! Если она вам понравилась ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на мой канал "История с Карстеном Роде"