Народное собрание осетин было одним из главных звеньев демократии 15 - 16 веков. «Ныхасын» - символ соединения и объединения, собирал местный народ для решения самых важных задач селения.
Что несвойственно Кавказу, на «вече» можно было встретить женщин. Но слово имела не любая желающая осетинка, прислушивались только к мудрым, опытным односельчанкам. Некоторые источники все же отрицали такую возможность, подчеркивая исторически сложившиеся нормы. Слово давали и юным жителям, если старшие семьи не могли прийти на встречу или болели. Сам сбор старейшин играл не только важную политическую роль, но и подчеркивал общность, сплоченность и большую ответственность за весь род. Мир был залогом крепких семей, а мир в селе – залогом сохранения социума.
Центр общественной жизни собирался ежедневно. Правила, принимаемые мужами, никто не смел оспорить. Чаще всего они определяли взаимоотношения по хозяйственной части. Бойкот, несмотря на современную «легкость», в то время приобретал судьбоносное значение. Ныхас ставил на повестку внутрисемейные и соседские конфликты, которые порой заканчивались ранениями или смертью. Благодаря мудрости старейшин даже кровники могли обрести мир. Иногда ситуации требовали проведения настоящего расследования. Без формальностей, но очень скрупулезно, старейшины «распутывали» проблемный клубок.
Стыр Ныхас – Верховный Ныхас или Великое народное собрание собирало всю Осетию. Опасность военных действий или необходимость жизненно-важных переговоров выносилась на рассмотрение избранников. Членами главного совещательного органа могли быть ставленники от каждого села, которые проходили свой внутренний отбор через ныхас колена, а потом и гражданской общины. Осетин, удостоившийся чести решать вопросы своего народа на самом высоком уровне, старался быть максимально честным, благородным и ответственным, ведь от его действий зависела честь не только семьи и фамилии, но и села, от которого он избрался.
Дигорцы, к примеру, избирали своего «уоли». Народный представитель занимал свою почетную должность добровольно и абсолютно бесплатно. Если на этом месте оказвался «чужой», то вопрос оплаты становился актуальным. Кем бы ни был уоли, срок его служения народу был четко регламентирован. Ныхас у алагирцев существует до сих пор. Так называется та самая площадь, где принимались,когда – то самые важные родовые решения.
На каменных креслах под открытым небом старейшины либо единогласно закрывали вопрос, либо, разделившись на группы, вступали в прения. Празднично одетые осетины никогда не повышали голос, даже в самых спорных ситуациях сохраняли хладнокровие и беспристрастность.
Благодаря разновозрастному составу ныхасов, собрания приобретали огромную просветительскую роль. Молодые люди учились нравственности, выдержке, красноречию, аргументированности, а также приобретали хорошие манеры и бесценный политический опыт.
До нас дошло немало природных памятников тех собраний, обнаруженных на Кавказе. Выточенные каменные сиденья в форме амфитеатра были найдены в Дигорском ущелье - в селениях Кумбулте, Ахса, Лесгоре и Мацуте. Остается загадкой, почему большая часть ученых-исследователей лишь вскользь рассматривает эти артефакты, не придавая им особого исторического значения.
Андрей Шульгин