Найти тему

Сделано в России: ни рыба, ни мясо

«Вместо конфеты как баловства мы получаем конфету как функциональную супереду. А те, кто пробует наше мороженное без сахара и молока, не могут поверить, что вообще такое возможно», – рассказал директор компании «Эфко» Сергей Иванов на Международном экспортном форуме «Сделано в России», который прошел 10 декабря 2021 г. в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной.

Форум «Сделано в России» был посвящен проблемам российского экспорта, который со времен Ивана Грозного страдает тем, что никак не может стать высокотехнологичным. Сказанное относится даже к экспорту революции в отличие от более чем успешного ее импорта в нашу страну.

-2

В этом смысле спич исполнительного директора группы компаний «Эфко» Сергея Иванова на форуме стал вполне показательным, пускай даже речь в нем шла лишь о биореволюции. Этот человек известен тем, что несколько лет назад возглавлял «Даурию Аэроспейс» – первую российскую частную компанию, запустившую в космос собственные спутники. Увы, история его космического предприятия завершилась, едва дело дошло до сотрудничества с «Роскосмосом». В 2017 году два микроспутника, созданных «Даурией» по контракту с госкорпорацией, не вышли на связь после выведения на орбиту. Как водится, «Роскосмос» тут же подал на «Даурию» в суд, выдвинув иск на сумму 274 млн руб. Такой «поддержки» русский Илон Маск пережить не смог и переключился на пищевую промышленность.

Возглавленная в 2018 году Сергеем Ивановым компания «Эфко» к тому моменту входила в тройку крупнейших агропромышленных компаний России, занимая первое место на рынке жиров и маргаринов, второе – на рынке майонеза, четвертое – на рынке подсолнечного масла. А еще эта компания стала крупнейшим импортером в Россию пресловутого пальмового масла, контролируя половину этого рынка. Разумеется, руководитель такой фирмы в своем выступлении не мог говорить ни о чем другом, кроме как о вкусной и здоровой пище.

«Мы в нашей компании три года назад задали себе вопрос, как жить дальше и осознали, что наша пищевая отрасль перестала быть тихой гаванью, – заявил Сергей Иванов, как раз три года назад и перешедший в «Эфко» из такой тихой гавани, как частный космический бизнес, так что можно даже предположить, что пищевая отрасли перестала быть тихой гаванью именно после его в нее прихода.

«Мы вроде большие, даже очень, но нашего запаса прочности хватит лет на 10-15 максимум. А что дальше? – задался вопросом глава крупнейшего в стране жиртреста. – И мы со всей мощью двинулись в биотехнологии. Нас накрыло очевидностью, что если ты занимаешься едой, но не занимаешься биотехом, то рано или поздно биотех начнет заниматься и едой, и тобой».

Далее Сергей Иванов принялся описывать проект, стирающий грань между мясом и овощами. Речь шла о растительном мясе. По словам директора «Эфко», через 10 лет глобальный рынок растительного мяса вырастет до 100 млн тонн, а его драйверами выступают три фактора: экологический разворот в еде, рост спроса в странах 4-й волны, вроде Ирана и Филиппин, и то обстоятельство, что обычное клеточное мяса, как альтернатива растительному, в ближайшие 10-15 лет исчезнет. Последнее, кстати, действительно вполне возможно при умелом менеджменте.

-3

«Конечно, такое мясо не должно быть дорогим, – успокаивал публику Сергей Иванов. – Мы делаем ставку на сквозные технологии и наша целевая цена на растительное мясо – это где-то между птицей и свининой».

Что касается перспектив России на этом рынке, то глава «Эфко» считает, что это только кажется, будто американцы раньше начали и далеко ушли в этой области: «Этот рынок сейчас оценивается всего в 4 млрд долларов. Только 10 % переключений с традиционного мяса на растительное создаст глобальный рынок в 160 млрд долларов. Сегодня поезд подали на перрон, у России есть возможность пару своих вагонов туда добавить и на 10–20 % этого рынка смело претендовать».

-4

Далее Сергей Иванов развернул перспективы сладкой жизни, которая наступит после торжества биореволюции: «Второй проект – сладкие белки. Рассказ о них следует начать с того, что в мире произошла биореволюция. Когда стоимость 1 кг рекомбинантного белка равнялась 1 млн долларов, а это было не так давно, эти технологии интересовали только ученых. Когда цена упала до 10 тыс. долларов – эти технологии пришли в фармакологию, а кода опустилась ниже 100 долларов и сейчас уверенно идет к 10 долларам, биореволюция пришла в еду».

«В природе существуют сладкие белки, которые можно воспроизводить технологиями высокоточной ферментации, – услаждал слух участников форума Сергей Иванов. – Сегодня 700 млн человек в мире страдают сахарным диабетом. Эта цифра растет, и никто ничего с этим сделать не может. Сладкие белки в 10 000 раз слаще сахара. Представьте себе конфету, у которой забрали те 40 % сахара, из которого она состоит, и заменили капелькой белковой сладости, а все это сухое сахарное вещество заместили пищевыми волокнами. Вместо конфеты как баловства мы получаем конфету как функциональную супереду, полезную для нашей микробиоты. В этом проекте мы в пятерке мировых команд, которые этим направлением занимаются, и ни от кого не отстаем. А те, кто пробует наше мороженное без сахара и молока, не могут поверить, что вообще такое возможно».

Подсластив как следует будущее, Иванов отметил, что сегодня единственная страна в мире, где сладкий белок сертифицирован, – это Япония, а Россия должна стать второй: «У нас есть шанс возглавить борьбу с сахарным диабетом на международном уровне, а с точки зрения бизнеса сахарный рынок – это 70 млрд долларов, и вот эта белковая сладость на половину этого рынка точно будет претендовать».

«Мировой рынок еды – 7 трлн долларов. Рынок еды России – 80 млрд. Мы глубоко убеждены, что живем в тот исторический момент, когда из русского фудтеха в ближайшие годы может появиться несколько глобальных компаний. Что для этого надо делать? Для начала этому самому фудтеху как-то активнее ногами перебирать, а во вторых – и с этим можно обратиться к правительству – опасно инновации в еде будущего ставить в соревновательную позицию с лоббистами консервативных отраслей. Если мы хотим побеждать на мировых рынках с нашим фудтехом, то внутри страны для него, конечно, нужно создавать тепличные условия».

-5

Главный же сюрприз Сергей Иванов приберег под конец выступления, показав, что остается верен мечте о полете, несмотря на неудачу с «тепличными условиями», которые создало его предыдущему бизнесу государство в лице «Роскосмоса»: «У меня есть постскриптум. И он не про еду. Наши здоровые инновации – это не только еда. Мы это называем в целом здоровым будущим, и в нашем здоровом будущем есть и беспилотные летательные аппараты, и зеленая энергетика. Мы почти нигде об этом не говорили публично, и мне показалось очень уместным именно на форуме «Сделано в России» впервые в этом признаться: мы разрабатываем собственное аэротакси. И не только разрабатываем, оно у нас уже летает. Первый раз взлетели весной этого года, а через 7 лет планируем запустить его в коммерческую эксплуатацию».

Похоже, компании Сергея Иванова в скором времени действительно станет не до жиру.

Холдинг НИКС – это сеть из более чем 100 магазинов цифровой техники по всей России; это инжиниринговый центр по проектированию высокотехнологичных производств «Проектмашприбор», на 75% принадлежащий компании НИКС и на 25% – Госкорпорации «Ростех»; это нанотехнологическая лаборатория, в стенах которой разработаны и изготовлены сканирующие туннельные микроскопы, исследуется квантовый электронный транспорт в металлических наноструктурах, ведутся работы по квантовым вычислениям; это агропромышленный комплекс «Тюринский» площадью 19 800 га в Тульской области, который по производительности труда сопоставим с немецкими фермерскими хозяйствами.

источник: nix.ru