Найти тему
Тим Ильясов о моде

Одеться как художник: 7 приемов стиля из гардеробов великих творцов XX века

Я тут изучил, как одевались художники, работая в своих домах и мастерских, и какие из их образов стоит взять на заметку тем, кто кто работает вне офиса.

«ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ» В ТРЕНДЕ

БРЫЗГИ И КРАСКИ

-2

Пожалуй, наиболее стереотипный образ художника в мастерской ассоциируется с одеждой, драматично испачканной краской. Футболка ли это будет, халат “как на урок труда”, куртка или комбинезон - не важно. Брызги краски оказываются центральной деталью, как бы декларирующей: сомнений нет, перед вами художник (возможен, конечно, вариант “маляр”, но мы не будем пускаться в философское рассуждение о визуальных кодах, отличающих современного художника от маляра).

Джексон Поллок.
Джексон Поллок.

Интересно, что в одежде, испачканной краской, на фотографиях чаще всего появляются абстракционисты: последователи: абстрактного экспрессионизма Джексон Поллок и Виллем де Кунинг или неоэкспрессионист Баския. Поллок интенсивно разбрызгивал краску на полотна в своем сарае, не запачкаться при таком творческом методе невозможно. Его заляпанная брызгами одежда иллюстрирует яростную художественную манеру, работая на образ в целом.

ЮКАТА И КИМОНО

-4

Юката - недооцененный предмет домашнего гардероба, удобный и стильный. Легкое хлопковое кимоно нередко становилось спутником творчества выдающихся японских художниц, таких как Узмура Сёэн или Токо Шинода.

Джорджия О’Кифф.
Джорджия О’Кифф.

Несколько лет назад марка по выпустила лимитированную серию юката, но, увы, сейчас в российских магазинах сети их не найти. Полноценное же шелковое кимоно со сложными деталями, поясом и контрастным съемным воротничком ханэри на протяжении трех столетий в европейских интерпретациях становилось вдохновением для создания богемных образов.

Наряды Джорджии О'Кифф  были выставлены в Бруклинском музее, одном из крупнейших художественных музеев США.
Наряды Джорджии О'Кифф были выставлены в Бруклинском музее, одном из крупнейших художественных музеев США.

Великолепная Джорджия О'Кифф носила и собственно кимоно, и платья, стилизованные на манер традиционного японского костюма. Свое первое кимоно она привезла из Японии и носила его с 1918 года всю жизнь.

ЧЕРНЫЙ ДЖЕМПЕР И СВОБОДНЫЕ БРЮКИ

-7

Еще один образ, общий для многих художниц, хорошо соединяющийся с актуальным трендом на свободные брюки с защипами на высокой талии. Черный джемпер или водолазка с брюками, отголосок анти-моды экзистенциалистов и позже битников, стал чуть ли не базовым для богемной женщины середины ХХ века, исповедующей нон-конформизм и сфокусированной на творчестве. Удобство комплекта, отрешенность, защитная функция черного цвета позволяют заострить внимание на главном и сконцентрироваться, что весьма важно в наше тревожное время с его развитым синдромом дефицита внимания.

Туве Янссон.
Туве Янссон.

Мама Муми-троллей, писатель и художник Туве Янссон позирует фотографу в знаменитой (и наиболее растиражированной) фотосессии именно в таком образе: темные джемпер и брюки, которые и сейчас были бы весьма актуальны. В подобных же комплектах работали Джоан Митчел, Ли Краснер, Паула Регу, Франсуаз Жило, художницы оставившей заметный след в истории искусства.

ХАЛАТ И КОМБИНЕЗОН

-9

Халат может быть не обязательно белым, а комбинезон джинсовым. Эти непременные спутники творческих мастерских, практичные и комфортные, верой и правдой служили многим художникам. В комбинезонах работали Роберт Раушенберг, Вильгельмина Барнс и многие другие, о халатах и говорить нечего, даже если художник никогда не позировал фотографам в халате, в мастерской практически каждого висел на крючке хотя бы один.

Вильгельмина Барнс.
Вильгельмина Барнс.

Важный принцип стилизации с халатом - антагонизм его рабочей брутальности с тем, что он призван защитить от грязи и краски, нижним слоем одежды. Под халатом может оказаться и шелковая пижама, и кашемировый джемпер, и рубашка с галстуком. Стоит задуматься о том, чтобы приобрести простой халатообразный плащ, длинный пиджак без подкладки или свободное платье-рубашку, которое вполне может играть роль художественного халата.

Шарлотта Перриан.
Шарлотта Перриан.

ШОРТЫ

-12

Пикассо писал работы топлес и в шортах (иногда, впрочем, и без них‚ нагишом), свобода тела и жара способствовали подобному стилю. В шортах работал, кстати, и Ларри Риверс. Возможно для домашнего офиса и правда стоит запастись комфортной рубашкой из мягкого хлопка и удобными шортами (они все равно останутся за кадром)?

Пабло Пикассо.
Пабло Пикассо.

КУРТКА ХУДОЖНИКА

-14

Еще один элемент образа художника - свободная, объемная куртка, которая надевается в мастерской поверх городского костюма, нечто среднее между халатом и пиджаком. Втачной рукав и лацкан отдаленно напоминают о формальном стиле и одежде для работы, но большой объем и свобода силуэта - спутники богемы. Куртка должна легко надеваться на ту одежду, в которой художник пришел в мастерскую и оставлять простор для его движений, к тому же, быть не маркой и достаточно прочной,

Вера Мухина.
Вера Мухина.

Напоминающие пиджак куртки носили Модильяни или Писсарро, светлая короткая куртка была у сподвижницы Ле Корбюзье Шарлотты Перриан, а длинная халатообразная у Тамары Лемпицкой и Веры Мухиной.

Тамара Лемпицкая.
Тамара Лемпицкая.

В современном гардеробе роль. художественной куртки вполне может играть мягкий объемный пиджак без подкладки, который можно сочетать с рубашкой или трикотажным джемпером, брюками палаццо или пижамными брюками на резинке.

ДЖЕМПЕР И МЯГКИЙ ГАЛСТУК

-17

Традиционный деловой шелковый галстук, классическая рубашка с жестким “виндзорским” воротом, пиджак, при всей элегантности, довольно глупо выглядят в окружении домашнего интерьера. Чиновник, ведущий видеоконференцию из дома в галстуке, рубашке и пиджаке невольно наводит на мысль, что ниже пиджака за кадром прячутся домашние треники или вовсе одни трусы. Художники, чей стиль был не чужд классических комплектов с галстуком, носили его максимально расслабленно.

Дэвид Хокни.
Дэвид Хокни.

Дэвид Хокни на фотографиях часто. появляется в рубашке с классическим отложным воротником, только он небрежно расстегнут, галстук на художнике, если и есть, то мягкий, трикотажный, а вместо пиджака на нем мягкие растянутые джемперы и кардиганы.

Анри Матисс.
Анри Матисс.

Галстуки в мастерских носили и Анри Матисс, и Фернан Леже, но не с пиджаками, а с кардиганом или рабочей художественной курткой. В целом же, желание надеть галстук понятно, этот аксессуар формализует и “держит” тело, добавляет собранности. Я сам, бывает, прибегаю к галстуку, работая из дома. К трикотажному, разумеется.

Интересно? Подписывайтесь — на моем канале вы найдете профессиональные материалы о дизайнерах, брендах, тенденциях, об индустрии моды настоящего и прошлого.

Читайте также:

История рождественского ugly свитера (с оленем и не только)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц