В конце марта, Галина родила дочь. Из роддома выписывали в день, когда ярко светило солнце, а сосульки под крышами обильно таяли.
Наряжая новорожденную, нянечка сказала:
— Ну, уж не знаю, как вы с ней будите, спит она по 10-15 минут, не больше. Ну вот, нарядили мы Вашу красавицу. Есть, кому встретить?
— Да, муж. Спасибо Вам большое.
— Ну, тогда пошли — няня взяла ребёнка и, они пошли к выходу.
Яркое солнце не привычно ослепило. Галина даже не смогла разглядеть, где, среди счастливых пап, её муж. Но он, как только увидел жену на крыльце больницы, тут же подбежал, держа два букета белых хризантем.
Отдав оба букета жене, он подставил руки, чтобы ему положили в них ребёнка. Няня быстро сориентировалась и нежно, но уверенно вложила в его руки кулёк с новорождённым ребёнком. Мужчина обратился к жене
— Один букет отдай медикам — она развернулась к няне и ещё раз поблагодарив, вручила ей букет. К дому они пошли пешком, это было совсем рядом, через дом. Ребёнок в конверте стал кряхтеть, потом возиться и наконец, разразился плачем.
— Ой, ты прикрой её кружевом, а то наглотается холодного воздуха. Она же никогда им не дышала ещё — забеспокоилась мать.
Они прибавили шаг и забежали в подъезд.
— Есть, наверное, захотела — предположил молодой папа и достал из кармана ключи от квартиры. Галина быстро перехватила ключи
— Наверно — отмыкая замок, ответила жена и распахнула дверь.
— Не разувайся, быстро на диван неси, мокрая она наверно, я её сейчас перепеленаю — выразила догадку женщина, вешая на плечики пальто.
Она быстро помыла руки и побежала к раскричавшейся дочери. Девочка была сухая и, мать дала ей грудь. Наевшись, она уснула. Но стоило матери опустить дочку в детскую кроватку, как она вновь залилась плачем.
Так и пришлось Галине держать ребёнка на руках, чтобы она смогла выспаться. Зато матери на сон совсем время не было. Похудела, Галина , одни глаза и остались. Если вскочит быстро со стула, голова кружится, ну а если уж приляжет, то пол в глазах качается.
Выйдет гулять с дочерью, уложит её в коляску, а та в крик. Вот и приходится Галине одной рукой коляску катить, а другой дочку держать.
Соседи разные советы дают, кто говорит, что пусть поорет, золотая слеза не выкатится. А кто говорит, что нельзя допускать, чтобы ребёнок кричал, грыжу накричит и тогда она совсем с ней замается.
— Галина-то совсем на нет изошла — сочувствуют соседки
— А была –то девка, чисто кровь с молоком, а чё стало-то, а ?
— Да, бабоньки, жизнь замужняя не красит. Вот так вот бабы каются, а девки-то собираются, всем замуж охота, а узнают, что замужем-то не весело, так слёзы льют.
— Помочь бы чем?
— Так, а врачи что говорят?
— Наш педиатр осматривал, говорит, что всё хорошо, здоровенькая — отвечала Галина.
— Может в область, а ? Там всё-таки врачи познатней будут.
— Так это ж ей направление у наших брать надо, а кто даст? Здоровая, и всё тут, и никуда не направят больше.
В стороночке бабушка стояла, сухонькая такая, видно совсем старенькая. Дождалась она, когда Галина с дитём по тропинке к ней поближе подойдёт и спрашивает:
— Деточка, а ты щетинку у ребёночка проверяла?
— Какую щетинку, бабушка? — спрашивает Галинка
— Раз не знашь, значит, не проверила. А мы завсегда, бывало, как родим так, щетинку проверяли.
— А где она бывает, щетинка эта?
— Да везде может быть, и на щёчках, и на спинке и на ножках. Колет щетинка, ребёночек и не может спать, возится, да кряхтит. — отвечает бабушка.
— А как узнать, есть у моей дочке эта щетина?
— Литр молока нагреть надо, да тоненьку пелёночку в нём замочить. Ребёночка раздеть, да сесть возле духовки, а молочко с пелёночкой пусть рядом будет, под рукой. Вот как разогреется тельце так достань из молока пелёнку, отожми и в два слоя накрой спинку и пусть спинка через пелёночку греется. Кожа- то и размякнет
.А как размякнет, так ты под пелёночку руку -то просунь и начинай кружочки натирать пальчиками, она и почувствуется. Так ты её три и три, она и вылезет за пальцами. Так и делай каждый день, пока всю ни выкатаешь. Особенно много всегда на плечиках бывает. Молочко то есть?
— Нет, нету, муж придёт с работы, попрошу, чтобы в магазин сходил.
— Так пошли ко мне, я тебе литровочку- то дам. Корова у нас уже отелилась. Мы вот за вашими домами, в частным секторе живём. Пошли, это рядом.
Вечером Галина вскипятила молоко, поставила его возле электродуховки. Замочила в горячее молоко пелёнку и включила духовку.
Села на стул, положила на колени, животиков вниз, голенькую дочку, и стала ждать, когда её тело нагреется.
Как только тело разогрелось, накрыла его молочной пелёнкой,
подождала, немного,когда детская кожица размякнет и просунула руку под молочную пелёночку. Осторожно, под пелёночкой по телу дочер стала делать круговые движения одним указательным пальчиком
.. Колючие щетинки появились очень быстро. Возникло желание их выкрутить, или как бабушка сказала, «выкатать».
Никогда Галина не слышала про щетинку, и никому бы не поверила, если бы сама, своими руками не нащупала острые щетинки. Выкрутив их из кожи, она стала разглядывать. Щетинки были разного цвета и чёрные и рыжие и белые , очень коротенькие, в один миллиметр. Они совсем не колючие, когда вылезут из кожи.
Каждый вечер Галина садилась возле духовки и принималась выкатывать щетинку у дочери. С каждым разом девочка становилась спокойнее.
А уж когда удалось избавиться от всей щетинки, тогда и спать ребёнок стал в своей кроватке и по два часа и больше. Раньше, на жёстком матрасике щетинка не давала лежать, кололась. Вот и спала девочка на руках, потому что руки меньше касались тела.
Однажды утром пришла женщина-участковый врач и поинтересовалась, почему Галина не приходит на приём к гинекологу.
— Да у меня всё хорошо. Не жалуюсь
— Это плановый осмотр, вам нужно завтра утром посетить кабинет гинеколога.
— Ну хорошо — согласилась Галина.
Утром она вместе с дочерью, была в амбулатории. Осмотрев Галину, женщина-гинеколог спросила
— А вы за вторым ребёночком собираетесь?
— Как за вторым? У меня же дочки пять месяцем, как же я с двумя-то?
— Записывать на операцию?
— Да, да, конечно. Запишите, пожалуйста.
После операции отлёживаться на больничной кровати Галина не стала. Врач пошла навстречу. Причина уважительная, грудной ребёнок.
Но и дома отлежаться не пришлось. Утром пришла свекровь и объявила, что нужно копать картошку и хорошо бы начать с сегодняшнего дня.
День был субботний. Муж усадил их с дочерью в коляску мотоцикла и все поехали за город к свекрови. Копали два дня. В понедельник вдвоём со свекровью перебрали всю картошку и ссыпали в погреб. Вечером после работы, заехал муж на мотоцикле и отвёз Галину с дочкой в город.
Ночью началось кровотечение. Врачи решили, что не чисто сделали операцию и всё повторили. Теперь уже Галина, находилась в больнице, наделю. Но лучше не стало. Стоило Галине взять дочку на руки или поднять не полное ведро с водой, как всё возобновлялось.
Несколько раз за год, Галина лежала в больнице, но успеха в лечении не было. Среди соседей пошёл слух, что жить Галине осталось совсем мало
— Вся синяя и кожа синяя и губы синие, видно не оклемается моя соседка.
—А под глазами круги чёрные, у Макаровой Софье перед смертью. так же было.
— Жалко, молодая ведь совсем и дочка маленькая, двух годков нет.
Галина слышала эти разговоры, и сердце её сжималось от горя.
Вот и опять наступила осень и нужно копать картошку.
Муж усадил Галину с дочерью в коляску, и они приехали к свекрови.
— Ты, дочка по полному ведру-то не набирай, а по половина только. По половина ведра- то ничего не будет. Пошли — взяв вёдра , свекровь пошла на огород. Галина последовала её примеру.
Несколько ведер, накопанной картошки, Галина благополучно отнесла на общую кучу. Но вскоре, она почувствовала слабость и очнулась лежащей на картофельной куче. Где-то в груди появилось страстное желание поесть лесной ягоды, кислицы.
Подбежал муж.
— Галинка, ты чего? Опять что ли?
— Я кислицы хочу
— Да где ж её счас взять-то?. Осень, не сезон, Вся уж осыпалась— возмутилась свекровь.
Но муж взял Галину за руку и повёл к реке. На реке Томь была у мужа Галины лодка с мотором.
— Вы это куда? — крикнула им вслед свекровь, когда увидела, что лодка отчалила от берега. Ей никто не ответил. Она удивлённо хлопнула себя по бокам и обречённо сказала
— Ну, вот что с ними делать? Надо картошку докапать, пока погода стоит, а они…ох.. — и одна отправилась в огород.
Лодка резала своим носом прозрачную гладь реки, образуя волны. Казалось, что река совсем мелкая, каждый камушек видно, но волны и брызги показывали, что до дна ещё далеко.
Мелькали горы, скалы, полянки и густой лес. Лодка мчалась против течения. Прохладный встречный ветер обдувал лицо.
— Смотри— крикнул муж Галины, показывая на гору — это Поднебесный зуб. Вот к его подножью мы и пойдём.
Они ещё немного проплыли и лодка свернула в протоку Томи, причалив к берегу, остановилась. Взяв жену за руку, Владимир повёл её вверх на гору. Идти нужно было по курумнику.
Преодолевать огромные камни Галине было очень трудно. Володя, ловко перебираясь по камням, тянул за руку жену за собой, помогая ей подниматься. Шли долго, ноги Галины просто подкашивались, глаза щипало от пота. Волосы стали мокрыми от пота, он бежал по лицу и спине и дрожали ноги.
— Всё! Пришли — Владимир шагнул в сторону и встал на густой, мягкий мох. Она тоже шагнула за ним, но тяжело дыша опустилась на мох всем телом.
— Ладно, ты отдыхай, а я пробегусь тут— сказал Володя и скрылся в высокой траве.
Отдышавшись, Галина встала, нашла подходящее место и села, ожидая мужа.
Долго ждать не пришлось.
Владимир вернулся с крупной тёмно-бордовой ягодой в фуражке. Увидев ягоду, Галина просто задохнулась от желания её съесть.
Фуражка опустела в один миг и. тогда взяв за руку жену, Владимир повёл её к ягодным кустам. Трава была очень высокой и уже почти сухой. Семена слетали с колосков, при первом же прикосновении, осыпая волосы и грудь женщине. С дерева на дерево перелетали кросноголовые дятлы. Перед ногами сновали серые ящерицы и полосатые бурундуки. Обитатели леса жили своей жизнью.
И вдруг Галина оказалась в удивительном ягодном лесу. Кусты были высокие,с толстым стволами, словно деревья. Тёмные ягоды свисали огромными гроздьями над её головой. Это была красная смородина. Дикая ягода – кислица.
Муж стал набирать в фуражку новую порцию ягоды. Галина ела с куста. Когда фуражка была полной, Володя, протянув её жене, она горстями отправляла ягоду в рот.
Вечер наступил быстро и, нужно было возвращаться домой. Володя набрал ещё одну фуражку, взял жену за руку и они стали медленно спускаться с горы.
К лодке спускались уже по - темну. Галина села в лодку, муж отдал ей фуражку с ягодой и завёл мотор. Когда подъехали к своему берегу, фуражка уже была почти пуста, только три ягодки катались по её дну. Галине она уже была не нужна.
Всё изменилось с этого дня. Больше Галина этой болезнью не страдала. Прошли годы и, однажды Галине попалась в руки Болгарская книга о лекарственных растениях. На одной из страниц она увидела фото куста красной смородины.
Внизу, под фото, был перевод с болгарского на русский язык.
« Эта ягода от маточных кровотечений»
— Но откуда же я это почувствовала? Или что-то есть в нашем организме, какой-то разум, который подсказал, чем можно себе помочь?
А Вы что думаете?