История испытания КШМ на шасси танка Mark IV wireless tank в 1917-м году
Первые опыты по организации беспроводной связи с использованием танковых шасси были проведены в Британии в 1917-м году. Был испытан один Mark I Wireless Comunication tank - Танк для беспроводной связи на базе Mark I. В 1917-м году все создаваемые образцы боевой техники на базе "ромбов" назывались с приставкой - "танк": мостовой танк, танк-кран, танк для растаскивания проволоки, танк для связи. Уже позднее под "танком" стали понимать более узкое понятие - исключительно боевую машину, а остальная техника получила собственные специализированные наименования. Поэтому и Mark I Wireless Comunication tank это не танк, а один из первых, если вообще не первый, образец КШМ - командо-штабной машины на танковой базе. Вариант на базе Марк I был проверочным, уже к середине 1917-го года выпущенные год назад танки этого типа полностью израсходовали свой ресурс. Поэтому дальнейшее развитие КШМ на танковой базе опиралось уже на массовое шасси Марк IV.
Mark IV Wireless Comunication tank/Танк беспроводной связи Mark IV
Страна: Великобритания
Год выпуска: 1917
Кол-во выпущенных: 1 (10?)
Производитель: William Foster & Co
Размеры без хвоста: 7925×4204×2430 см
Ширина трака: 521 мм
Боевая масса: 28 000 кг
Нагрузка: 5 тонн
Экипаж: 4
Двигатель: Foster-Daimler Knight sleeve valve petrol 125 hp
Скорость: 6,4 km/ч
Вооружение: -
Бронирование: 10-12 мм
Первые поступившие на вооружение танки Марк I уже были оснащены "беспроводной" связью, правда эта связь была хотя и беспроводной, но вполне себе видимой и материальной. Британские военные вполне себе на серьезе планировали использовать почтовых голубей в качестве стандартного средства танковой коммуникации. Правда связь получалась односторонняя, но у всего есть свои недостатки. Первые эксперименты с радиосвязью подразумевали просто перевозку на танках-тендерах, созданных из переделанных линейный танков Марк I, комплекта радиооборудования и развертывания радиостанции под прикрытием брони. На вооружении уже стояли вполне приличные полевые радиостанции в нескольких вариантах - W/T Trench Set Mk.I/II/III, которые имели мощность до 20 Вт и обеспечивали связь на расстоянии до 5 километров.
При установке радиостанции в танк Mark I он был разоружен, в одном спонсоне разместили радиоборудование, во втором расположили офицерский столик для командирской работы. Антенна была размещена перед боевой рубкой и складывалась на крышу при движении. Стоит предположить, что именно такой вариант КШМ военных не удовлетворил и они продолжили эксперименты с танками и радиосвязью, но уже на базе серийных машин Mark IV. Примерно пятая часть этих боевых машин сразу выпускалась в варианте танков-тендеров, без вооружения, с глухими спонсонами, подготовленными для перевозки грузов внутри корпуса. Это было удобно и не требовало при установки радиостанций существенных переделок. На откуп военным связистам был отдан танк-тендер с бортовым номером 402, который несколько раз переделывали под различные варианты размещения радиооборудования и антенн.
В 1917-м году первые радиостанции уже устанавливались на самолеты-разведчики. Военным показалось очень перспективным создать единую боевую сеть из двух самых ярких военных новинок начала 20-го века - самолетов и танков. Сохранился отчет, в котором проверяется возможность радиосвязи танка и самолёта с использованием двух типов антенн.
Первый тип антенны представлял из себя провод длиной в 30-45 метров, натянутый между небольшой 3-х футовой (90-см) стойкой на рубке танка. На конце провода были закреплены грузы, которые натягивали антенну. Второй вариант представлял из себя горизонтальную антенну, которая описывалась в отчете как тип "рыболовецкая удочка". Испытывалась длинноволновая радиосвязь с длиной волны 400-метров.
На танке устанавливалась приемная авиационная радиостанция из комплекта Telephone Wireless Aircraft Mk. II, для работы с этой радиостанцией использовался специальный шлем. Диапазон используемых радиоволн 667 кГц– 857 кГц (350– 450 m), для работы на длинных волнах и требовалась столь длинная антенна. Использование антенны, которую тянули за танком, показало отличные результаты с точки зрения качества связи, но было совершенно неудобным для практического использования на поле боя. Провод легко рвался при рывках, цеплялся за препятствия на грунте. Установка антенн по типу, как названо в отчете "удочка", то есть привычная нам антенна - "стойка", было признано более практичным.
Испытания показали, что передача сообщений возможна при полете самолёта на высоте 300 метров и на расстоянии до 2-х миль (3 км). Но нормальный приём был только на стоящем танке с выключенным двигателем, при движении танка высота полета самолета для приема уменьшалась до 150-ти метров и приём становился неуверенным. По мнению испытателей необходимо было устанавливать на самолеты передатчики другого типа. Очень быстро работы по изучению использования радиосвязи между танками и самолётами было передано военным авиаторам на аэродром в южном предместье Лондона в Biggin Hill. Там продолжали экспериментировать с новыми типами антенн, так как и длинный заземленный провод, тянущийся за танком" и "удочки" были громоздкими и не соответствовали ожидаемому. "402" Mark IV оснастили гибкой антенной (Whip Aerial).
Несколько раз согнутый провод антенны был прикреплён к гибкому листу материи, который размещался на росе между корпусами движителей в передней части танка. От правого спонсона сигнальный кабель шел к углу "антенны". Ожидалось, что такое расположение даст хороший результат при получении сигнала с самолета, который движется курсом на танка.
В любом случае военные авиаторы не ожидали чудес и дальней связи, после проведения разведки планировался возвращаться к командирском танку и передавать с близкого расстояния информацию, которая могла повлиять на принятие решения танковым командиром. Это было не быстро, но уж лучше так, чем никак.
После экспериментов с различными типами антенн все-таки вернулись к стандартному сейчас варианту со штырьковой антенной. Испытания танков и авиации на аэродроме Biggin Hill показали принципиальную возможность эффективного использования радиосвязи как в одностороннем режиме - самолёт-танк, так и в режиме дуплексной связи. Военные предполагали например наведение с танков ударных самолётов, которые могли бы расчистить путь для боевых машин.
Эксперименты проводившиеся авиаторами и танкистами во время войны так и не были использованы в реальной обстановке. Несмотря на то, что опыты в Британии не привели к внедрённому официально варианту использования, танки с радиосвязью применялись в боевых условиях. Так в районе Ипра в ходе операции в июне 1917-го года был отмечен радиотанк около Neuve Eglise (Nieuwkerke). Танк, использующийся в качестве радиотанка, в сентябре 1917 года попал на фотографию в районе Менин Роад (Menin Road, Hooge) в 2-х километрах от Ипра. Антенна радиостанции была установлена на грунте вне танка, в то время как радиоборудование судя по всем находилось в спонсоне и не выгружалось из танка.
Десять радиотанков (Wireless Communication Tanks) на базе Mark IV участвовали в танковой битве при Камбре (20 ноября – 7 декабря, 1917). И в сражении при Ипре, и при Камбре радиостанции работали на артиллерию, танки только перевозили радиоборудование и антенны, которые устанавливались вне брони для боевой работы. Но и такое использование было очень рациональным и в идеальном случае позволяло корректировать и направлять огонь артиллерии на выявленные реальные цели, мешающие развитию танковой атаки.
По итогам боевых действий в 1917-1918-м годах британский танковый корпус заказал в августе 1918-года 288 комплектом пехотных радиостанций типа Mk. III wireless sets и 96 120-ватных передатчиков. Радиостанции планировалось установить на танки типа Mark V и использовать для коммуникации Т2Т или Т2А, но война скоропостижно закончилась и "ромбы" так остались нерадиофицированными.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
О первом варианте танка Маленький Вилли и серийный британских танках можно почитать здесь:
Путь к танку. Часть 3. Первый настоящий танк. Lincoln No.1 Machine. 1915. Пока только на полигоне.
Путь к танку. Часть 5. Первый танк. H.M.L-S. Centipede/Mother. 1915-1916. Мать всех танков.
Путь танка. Часть 1. Mark I. Первый "ромб" на поле боя
Путь танка. Часть 2. Mark II. "Ромб" не для боя бросили в атаку в Аррасе
Путь танка. Часть 3. Mark III. Учебная парта танкового корпуса.
Путь танка. Часть 4. Mark IV. Герой битвы при Камбре
Путь танка. Часть 4.1. Mark IV Tadpole. 1917. "Головастик" с минометом на хвосте.
Путь танка. Часть 4.2. Mark IV Fascines-Layer. 1917. Танк-путепрокладчик
Путь танка. Часть 4.3. Mark IV Wire-pulling tanks. Раздавить германскую гадину.
Путь танка. Часть 4.4. Mark I Supply tank. Танк-грузовик на поле боя
Путь танка. Часть 4.5. Mark IV Winch tank. Первый танковый морской десант
Путь танка. Часть 4.6. Mark I/IV repair tank. Первый БРЭМ на шасси "ромба"
Путь танка. Часть 4.7. Mark IV "Invicta Roller". Первый танковый колейный трал
Путь танка. Часть 4.8. Mark IV. Renolds Roller Chain. Увеличение проходимости и безопасности
Путь танка. Часть 4.9. Mark IV Supply tank. Незаметный герой битв при Камбре и Амьене
Путь танка. Часть 4.10. Mark I Wireless Comunication tank. Танковый КШМ
Путь танка. Часть 4.11. Mark IV airship tug. Танк и дирижабль совсем не пара
О проектах предшествовавших созданию первых танков можно почитать здесь:
Источники:
British Mark IV Tank Автор: David Fletcher, Tony Bryan Издательство: Osprey Publishing Серия: Osprey New Vanguard 133 ISBN: 978 1846030826
Первые танки. Британские «Ромбы» Первой Мировой, Семен Федосеев
Семен Федосеев: Самые первые танки» год выпуска: 2011, ISBN: 978-5-699-48536-9, издательство: Эксмо,
Tanks and Trenches First Hand Accounts of Tank Warfare in the First World War. David Fletcher.
Tank Hunter: World War I - Craig Moore
The British Tanks 1915-19 [Fletcher, David]
https://tank100.com/david-fletcher/experimental-tanks-part-two/
https://tanks-encyclopedia.com/ww1-uk-wireless-communications-tank/
https://en.topwar.ru/188348-radio-vmesto-golubej-pervyj-tank-besprovodnoj-svjazi.html
https://slidetodoc.com/army-radio-communication-during-the-great-war-keith/
https://landships.activeboard.com/t64455652/ww1-wireless-tanks/