Продолжение, начало см. Часть 1. Основные идеи Платона
Основу учения Платона последователи стали перерабатывать по-новому, каждый под себя. Космологию Платона позаимствовали для теософских концепций гностицизма и герметизма. Неоплатоники стали официальными последователями Платона, а христианские философы сделали многие заимствования, найдя оправдания для философа-нехристианина («христианин до Христа»). Через неоплатоников на имя Платона бросила свою мрачную тень эзотерика.
Эзотерика берет свое начало в эпоху эллинизма, когда полис теряет автономию, город становится частью империи. Тогда же ослабевает общественная полисная жизнь, грек перестает быть политическим существом. На смену общественным собраниям, общественным культам приходит частная жизнь, а вместе с ней распространяются культы личных египетских богов. И люди вместо того, чтобы прибегать к оракулу, берут на себя роль жреца, призывают на помощь богов и по средствам магических приемов начинают вершить свою «справедливость» [1, 29:50]. Такой доморощенный самосуд.
Какое же отношение к этому имеет философия Платона? Опять через своих последователей - неоплатоников. Они не только, отталкиваясь от идей Платона, создали иерархию понятий от Единого к Уму и душе и ввели термин эманация – нисхождение Единого в мир. В борьбе с новоявленным христианством они отстаивали старое, былое, древние нравы и показали, что магические практики и теургические истории – это как раз такая старина. С этого момента последние греческие философы стали не только мудрецами и метафизиками, но еще и теургами, занимающиеся теургическими практиками.
Христианству тоже нужна была философия Платона. После выхода из иудейской общины и приобретения своей собственной истории, христианству нужно было социализироваться, занимать определенное положение в античном обществе, а для этого нужно было разговаривать в власть имущими. А это лучше было делать в тех же понятиях, которые преподавались в школах Римской империи, созданных по подобию Академии и Ликея, нужно было говорить в понятиях греческой философии.
Христианские философы многое заимствуют у Платона: бессмертие индивидуальной души; идея добродетели; идея философической любви, которая преображается в любовь к трансцендентному, в любовь к Богу; даже критика суеверий и народных культов.
Платоновские идеи становятся мыслями бога. Образ бога-демиурга, который согласно платоновским воззрениям, воплотил в материи все эйдосы, тоже очень хорошо подошел христианской мысли. Демиург будет описываться как Создатель и Отец всего сущего. Этой концепции будут уделять первоочередное внимание в Средние века [2].
В 15 веке Марсилио Фичино итальянский философ-гуманист перевел труды Платона и Плотина на латынь. Так платонизм снова вошел в культуру, но уже на новом витке – как часть культуры эпохи Возрождения.
Потом стали сменяться философские концепции. Классическая философия видела в философии Платона кантовский априоризм и гегелевскую диалектику. Позитивисты, сторонники К. Маркса и Ф. Ницше критиковали его как догматика, метафизика и идеалиста. [3, с. 126]. И, напротив, философы, стремящиеся возродить метафизику, опирались на его доводы.
В Части 3 поразмышляем об актуальности идей Платона для современности, можно ли найти в них важные смыслы для ответов на сегодняшние вопросы.
© Ольга Морозова, 2021 г. Все материалы данного канала являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование текстов и авторских изображений без указания источника.
Источники:
1. Сигнум. Светлов Р.В. "Когда возникла эзотерика?". 2021 / URL.: https://www.youtube.com/watch?v=L778xpvkUiM / (дата обращения – 22.12.2021).
2. История античной философии: учеб, пособие для академического бакалавриата / под общ. ред. Р. В. Светлова. М. : Издательство Юрайт. 2016. 288 с.
3. Институт философии человека. Светлов Р.В. «Зачем Платон Средним векам». 2018 / URL.: https://www.youtube.com/watch?v=ZWv4t5x3qjU/ (дата обращения – 22.12.2021).