В предыдущей статье я показала улицы Иркутска, по которым гуляла на второй день пребывания в этом городе. А ведь при этом я посетила ещё три музея!
Первый -- Исторический отдел Иркутского областного краеведческого музея.
Это прекрасное здание в "мавританском" стиле было построено по проекту архитектора Г. Розена в 1883—1891 годах. По фасаду написаны имена выдающихся исследователей Сибири.
Внутри тоже очень красиво. Здесь работали Обручев и Пржевальский...
Первый зал -- археологические коллекции и этнография народов Восточной Сибири (бурятов, эвенков и тофаларов).
Вот такими рыбками-приманками пользовались первобытные люди.
Витрина, посвящённая малочисленному народу тофаларов, живущему недалеко (по сибирским, конечно, меркам) от моего родного Нижнеудинска.
Самогонный аппарат Х1Х в. С помощью него изготавливали молочную водку -- тарасун.
К сожалению, не помню, что это за фигурки. Зверюшки какие-то.
Одеяние шамана. Из всех виденных мною, оно больше всего напоминает описанное В.Пелевиным в рассказе "Бубен Верхнего Мира".
По-моему, это металлические фигурки тоже связанные с шаманизмом.
Бронзовые фигурки из так называемого Корсуковского клада. Датируются 7-6 веками до нашей эры.
Выполнены в строгом соответствии с традициями скифо-сибирского звериного стиля, что свидетельствует о широких связях этого края с другими регионами.
Витраж при переходе на второй этаж.
Зал, посвящённый революции и гражданской войне.
Материала много, и он подан разносторонне. Вот, например, "Верховный правитель России" адмирал Колчак (вверху), а ниже -- его фактический куратор, командующий "союзными" войсками французский генерал Жанен.
Хоругвь, которой в Иркутске встречали белого атамана Семёнова.
А вот результаты деятельности Семёнова и ему подобных.
Красные командиры.
Известный чешский писатель, автор "Похождений бравого солдата Швейка", Ярослав Гашек занимался культурно-просветительской работой в Красной армии.
Почему-то из зала, посвящённого Великой Отечественной войне, у меня только это фото: письма, которые дети писали отцам на фронт.
Послевоенный период: подробно, с именами и документами. Промышленное развитие, строительство БАМа...
А вот и новые времена подкрались...
И вот будущее наступило. Пустующие рабочие места на фабрике в Усолье-Сибирском.
Сбор "социальной помощи" для нуждающихся.
Задержка зарплаты бюджетникам.
Акции, на которые мы меняли свои ваучеры. Наконец-то появившиеся 100 сортов колбасы... Ну, не сто -- три... Но в довесок к колбасе -- война в Чечне.
В целом мне музей очень понравился! Некоторые в отзывах пишут, что он какой-то "несовременный" -- а я этому очень рада! К сожалению, сейчас музеи, чтобы привлечь посетителей (в основном детишек), увлекаются всякими интерактивными игрищами, составлением непонятных инсталляций и т.п. Здесь же всё просто и традиционно. В общем, спасибо работникам и начальству!
У музея есть ещё ряд отделений: Отдел природы, Музейная студия, отдел "Окно в Азию", ледокол "Ангара", культурно-просветительский центр имени святителя Иннокентия и отдел книжного фонда. Жаль, что об "Окне в Азию" я тогда не знала, а в отдел природы почему-то не пошла...
А отправилась я в Художественный музей.
Этот музей был открыт в 1936 г., но основу коллекции составила картинная галерея городского головы В.П.Сукачёва, чьё имя теперь и носит музей.
Отдел "Искусство Сибири" на ул.Карла Маркса, 23.
Здание построено в 1893 году (архитекторы — Г.В. Розен, В.А. Рассушин, В.А. Кудельский), в 1900-1903 годах перестроено по проекту петербургского архитектора Н. Светлицкого. На первом этаже располагались магазины, второй этаж занимал Сибирский торговый банк. В советское время здесь тоже располагался банк, а в 1975 г. здание перешло к Художественному музею.
Интерьеры сами по себе представляют немалый интерес.
Этот зал меня поразил! Заходишь -- и кажется, что оказался в церкви.
Главный экспонат здесь -- фарфоровый иконостас, белый с золотом. Он изготовлен для домовой церкви И.Д.Перевалова мастерами его фабрики А.Т.Борисовым, Д.М.Морозовым, Алексеевым, Гороховым, Тайтусом -- в 1892 г.
Я, например, впервые узнала о фарфоре как материале для украшения церквей. Но, оказывается, это встречалось, хоть и редко.
И я в очередной раз восхитилась нашими мастерами. За что только не брались! "А не попробовать ли нам..." -- "А давай!" И создавали такие чудеса.
Иконы удивляют не только стариной (16-17 век), но и сюжетами. Вот, например "Иоанн Богослов в молчании". Слушает ангела.
Младенец Христос в искупительной чаше (18 век). Довольно сложная символика: младенец Христос лежит в чаше для причастия.
Спас Вседержитель с клеймами страстей. Сама икона 17 века, а клейма по краям -- 18-го.
По манере изображения клейма напоминают итальянскую живопись эпохи Возрождения.
А вот церковная деревянная скульптура, тоже не очень характерная для православных храмов.
Бог-Отец на облаках.
Дева Мария и апостол Иоанн (фигурки находились у подножия распятия).
Это, если не ошибаюсь, святой Николай.
Есть в галерее зал купеческих и прочих портретов, но он у меня совсем на фото не получился.
А потом я обнаруживаю вот эту картину! Г.И.Гуркин. "Озеро Горных духов". Как можно забыть великолепный рассказ И.А.Ефремова с таким же названием? Алтайский художник Чоросов-Гуркин -- реальное лицо, и картина та самая!
Та -- да не та. Вот сравните: "У подножия конусовидной горы поднималось зеленоватое облако, излучавшее слабый свет. Перекрещивающиеся отражения этого света и света от сверкающих снегов на воде давали длинные полосы теней почему-то красных оттенков. Такие же, только более густые, до кровавого тона, пятна виднелись в изломах обрывов скал. А в тех местах, где из-за белой стены хребта проникали прямые солнечные лучи, над льдами и камнями вставали длинные, похожие на огромные человеческие фигуры столбы синевато-зелёного дыма или пара"...
По-моему, такой мрачноватый фантастический колорит больше напоминает об этой картине (Б.Н.Лебединский. "Горный пейзаж").
Может быть, Ефремов видел несколько картин, и в его сознании они преобразились в одну?
Картины Б.Н.Лебединского и графика А.И.Шелтунова мне очень понравились. К сожалению, фото не получились...
На первом этаже проходила выставка "Образ Байкала". Как же она мне понравилась! Просто уходить не хотелось -- утешало лишь то, что завтра я должна была увидеть Байкал своими глазами.
А ещё я обратила внимание на такой вот арт-объект: В.И.Соколов. "Композиция 10. Торшер. Посвящается братьям Стругацким".
Это, видимо, тоже его работа.
Главное здание Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева -- двухэтажный каменный особняк с парком в центре Иркутска по ул. Ленина, 5 (бывшее здание Иркутской мужской классической гимназии).
Здание построено в 1905−1907 годах, по проекту архитектора Д.Р.Магидей, переработанному архитектором В.А.Рассушиным.
Фотографий из этого отдела музея у меня нет вообще! Я сдала телефон вместе с сумкой в гардероб...
Между тем в музее находятся картины всех выдающихся русских художников: Боровиковского и Рокотова, Поленова, Шишкина, Айвазовского...
Мне запомнился огромный «Портрет Г.Р.Державина» кисти итальянского художника С.Тончи -- подарок самого поэта купцу М.В.Сибирякову. Лично мне очень нравится этот необычный портрет: великий поэт изображён сидящим на фоне горного пейзажа (наверное, сибирского), в роскошной шубе и шапке. Приходилось читать, что эти пышные сибирские меха были присланы Державину в подарок как раз Сибиряковым. А поэт отблагодарил купца, подарив ему эту картину.
И.Е.Репин. "Нищая (внучка рыбака)". На эту картину "облизывались" и центральные музеи, но иркутяне шедевр не отдали. (Моя фотография сделана с купленной в музее открытки).
Знаменитая картина А.А.Пластова «Ужин трактористов», репродукции которой были в каждом учебнике русского языка, тоже находится здесь. Центральные музеи интереса к ней сперва не проявили, а Иркутский художественный подал заявку на картину, и работа Пластова отправилась в Иркутск. А для Третьяковской галереи Пластов в 1961 г. написал уже повторение!
Вот чего я не помню -- так это художников ХХ века. То ли склероз, то ли их увезли куда-то на выставку...
У Иркутского областного художественного музея есть ещё 2 отдела: усадьба В. П. Сукачёва (ул.Декабрьских событий, 112) и усадьба А. Н. Гиндина (ул. Свердлова, 16), где размещается Галерея скульптуры. Но я там не была, так как, увы, нельзя объять необъятное...
Понравилось? А дальше будет о Байкале, поэтому подписывайтесь!
Предыдущие статьи здесь (нажимайте на ссылки):
Иркутск: архитектурное пиршество
Курс на Север! Часть 1: Иркутск
Владивосток: где находится фикулёр?
Пересекаю экватор в Хабаровске
Улан-Удэ: что такое дацан