- ( Учитель) Сегодня опять была драка. Давайте подумаем, как нам выстроить - напротив того зла, что проявляется между нами - добрую и хорошую связь. От каждой группы обсуждения принимается несколько предложений. Вперед!
Все мудрые мысли обсуждения, подростки записывают.
1. Прекратить драку – не нужно.
2. Прекратить драку чтобы устроить переговоры – нужно.
3. Выстроить план, для чего нужна эта драка – нужно.
4. Напоминать друг другу, что драться глупо - очень нужно.
5. Игнорировать обидчика – нужно.
Обсуждая ситуацию, подростки учатся слушать и слышать друг друга, включаются, в чужие мнения, чувства, эмоции, размышления, примеряют их на себя, думают.
С определенным усилием, они учатся уважать чужое мнение, глядя, как оно вращается в кругу обсуждения. Кто-то поддержит, кто-то нет. В целом, они видят, что нормальная жизненная позиция имеет право быть. В любом случае, обсуждение и диалог всегда лучше, чем драка, противостояние, агрессия.
- Я хотел немедленно драться с ним. Это совершенно неприемлемо, для меня, то, что он сказал! Мне говорят – остынь, послушай, давай поговорим вместе, обсудим. Мы садимся в круг, и я слышу, что позиция, против которой я выступал, кидаясь на оппонента с кулаками, имеет право на жизнь, ее поддерживает большое количество моих приятелей. Теперь я задумался. Я не знаю в итоге, кто прав. Но точно понял, что драться, не подумав, как следует, не обсудив, было бы глупо. Я бы вызвал смех своих друзей, сожаление, своим необдуманным поступком.
Готовность услышать другого человека – колоссальный результат.
Еще более важно, чтобы подростки поняли, что мое мнение, мнение каждого, и мнение оппонента, не есть что-то незыблемое, абсолютное, но может меняться, в результате обсуждения, переговоров.
Важно, чтобы у каждого было хорошее и доброе окружение, готовое высказать свое суждение, по его жизненному вопросу, бесстрастное, обдуманное. Так, можно понять, раз и навсегда, что жизненные позиции людей созданы тем окружением, в которое они попали. Меняется окружение, меняются и взгляды. Главное, чтобы оно было хорошим и добрым, это окружение, и не научило плохому, вредному.
А человек – он постоянно находится в движении, в развитии, попадает из одной компании в другую, оценивает, ищет. Смотрит, как он может влиять на новых друзей, и как – они на него, и что из этого получится. Хорошо, если так.
Учитель:
- Наступает важный момент. Подведем итоги. От каждого коллектива ждем два-три главных правила.
Первая группа:
- 1. Игнорировать обидчика, уйти в сторону, с юмором относясь к ситуации. 2. Попробовать увидеть себя на месте инициатора драки и прочувствовать, насколько он неправ, и пожалеет об этом. 3. Серьезно задуматься о том, как навести мосты дружбы с тем, кто в гневе, и как в этом помогут все остальные.
Вторая группа:
- 1. Важно понять его мотивы, и обезоружить их, один за другим, своим внимательным поведением, без агрессии. 2. Когда драка неизбежна, нужны друзья, которые остановят ужасное кровопролитие, и начнут переговоры.
Третья группа:
- 1. Важно дружить с сильными парнями, которые, если что, не дадут тебя в обиду. 2. А чем мы вообще занимаемся? Должно быть что-то захватывающее постоянно, иначе там и сям будут возникать конфликты от того, что нечего делать, по серьезному.
Чем больше хорошо организованных обсуждений, выяснений, споров, взаимных включений, тем меньше ужасных драк, проявлений неконтролируемого насилия.
Конечно, и они остаются, до поры, до времени. Важно только, по итогам каждого такого случая, устроить… правильно организованное обсуждение того, что случилось, почему, кто прав и виноват, чего добились в итоге драки, и как можно было все сделать разумно, взвешенно, и что этому помешало, и какие выводы можно сделать, и прочее, и прочее…
Человек дышит. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Он развивается. Каждый подросток развивается и растет. Они сталкиваются, своими мнениями, в коллективе, и что происходит? Соединение – разъединение. Соединение – разъединение. Это как вдох и выдох, только – в группе подростков. Общее дыхание. Общее стремление жить и дышать полной грудью.
Каждое разбиение, конфликт, драка – это как выдох. Дальше будет вдох – соединение, осознание, взаимное включение, забота, помощь. Важно только правильно все организовать, чтобы ступени развития быстро чередовались, друг за другом, не позволяя подросткам, на долгие месяцы, годы, зависнуть в обиде, депрессии, ненависти.
Более того, если мы достигли успехов, в чем-то хорошем, должны ожидать, чего-то плохого. Зло, ненависть, дают силу и мощь продвижения. Соединение, добро, дают жизни правильное направление и смысл. Зло, которое подростки сами, в своих обсуждениях и выяснениях, покрывают добром, придает их жизни и энергию, и смысл.
Без зла добро слабо и немощно. Без добра зло разрушительно. Вместе они – течение жизни. Как вдох и выдох.
Объединиться на более высокой ступени можно лишь над все более раскрывающимся злом. Значит, нам следует ожидать, что если мы в чем-то преуспеем, то за этим последует противоположное состояние. И стоит готовиться к этому заранее, принимая в расчет, что на следующей встрече все может рассыпаться.
А опыт жизни в том, что и зло, и добро, как левая и правая нога при ходьбе, продвигают нас, к еще большему соединению сердцами.
Этот опыт - он не только для подростков, но и для взрослых людей, конечно. В особенности - для взрослых.
Удачи вам!
Максим Аксюта, писатель
Максим Савенков, семейный психолог @msavenkoff
Михаил Гонопольский, рисунки
Друзья, спасибо, что ставите лайки и подписываетесь на канал 👍
#психология жизни #воспитание подростков #психология семьи #детское воспитание #трудные подростки