В Советском Союзе, пожалуй, не было ни одного городского жителя, который бы не видел в своей жизни мотороллер. Да и в сельской местности они встречались. Производство данной техники как началось в 1950-х, так и продолжалось до самого развала СССР и еще немного. А самой известной моделью был «Муравей».
Правда визуально машинка хоть и менялась с годами, но не так чтобы разительно. К тому же, когда во всем мире уже вовсю выпускали мотороллеры с кабиной, а у нас водитель и пассажир так и сидели открытые всем ветрам. Для решения данной проблемы на Тульском машиностроительном заводе им. Рябикова (ТМЗ) в конце 1980-х собрали опытный образец «Муравей-3».
Новая модель визуально не имела ничего общего с предшественником. Благодаря закрытой кабине «Муравей-3» больше походил на автомобиль, чем на мотороллер. Такое восприятие усиливали автомобильное рулевое колесо и расположение водителя и пассажира рядом.
Мотороллер имел рамную конструкцию, характерным элементом которой были две расположенные рядом трубы диаметром 50 мм. Перспективная разработка имела зависимую подвеску заднего моста и заднемоторную компоновку. Двигатель здесь располагался за задними колесами справа, а коробка передач слева.
Видимо, то, что в итоге получилось, создателям не очень понравилось. Потому как к решению вопросов с дизайном обратились в БФ ВНИИТЭ. Причем изначально ставилась задача разработать не только грузовую версию «Муравей-3», но и пассажирскую. Условно она фигурировала в теме отчета как «Муравей-4».
К сожалению, производственные возможности ТМЗ были не слишком велики. А потому сразу пришлось отказаться от гнутых стекол и плавных обводов кабины. Во главу угла ставилась простота изготовления.
Кабина должна была быть каркасной конструкции. Двери тоже. Все наружные панели – пластиковые. Как и стекла, они должны были крепиться к каркасу с помощью элементов механического крепления. Так же к каркасу крепились педали, стеклоочистители и так далее. А вот узел рулевого привода и контрольные приборы монтировались к раме.
Впрочем, как ни старались работники института не касаться конструкции опытного образца «Муравей-3» от ТМЗ, рекомендовать изменения пришлось. Расположенная под углом к горизонту рама не позволяла сделать нормальную пассажирскую версию. Поэтому следовало сделать продольный участок рамы горизонтальным с небольшим превышением над плоскостью пола по всей длине.
Такое решение не только высвобождало пространство в салоне, но и позволяло разместить вдоль рамы воздуховоды к двигателю, а так же каналы системы отопления.
Пространство под сиденьями водителя и переднего пассажира предполагалось использовать для размещения запасного колеса и топливного бака. Рычаг коробки передач и «ручник» должны были размещаться между креслами. А ниши, которые в пассажирской версии использовались для ног, в варианте с кузовом рекомендовалось отдать под груз. Их объем составлял до трети общей вместимости грузовой платформы, и разбрасываться ими было просто глупо. Для доступа в них предлагались либо люки в полу кузова, либо дверцы снаружи.
Было предложено два варианта нового мотороллера с одинаковыми компоновочными решениями, но различным дизайном. В первом случае отталкивались от максимальной простоты плоских форм и «рубленных» углов. Вторая версия визуально уже напоминала микромобиль и в ней даже проглядывались намеки на какие-то эстетические решения. Хотя целом оба варианта выглядели… спорно.
Откровенно говоря, вынужденное ограничение на полет дизайнерской и конструкторской мысли, с максимальной привязкой к текущим возможностям ТМЗ, уже изначально вызывало большие сомнения в реальности проекта. Кроме того, получавшийся в итоге агрегат уже не был мотороллером, но еще и не являлся автомобилем. То есть перед началом его запуска в серию, необходимо было внести изменения в типаж транспортных средств. Так что идея с самого начала была не очень перспективная. Вероятно поэтому дальше эскизов, выполненных в 1989 году, дело так и не пошло.
Над проектом «Муравей-3» и «Муравей-4» работали: руководитель темы, главный дизайнер проектов – Ю.Н. Жутяев, ведущий дизайнер – В.Е. Дикалов и дизайнер I категории – В.М. Гурьев.