Найти тему
Remont1969

Путь танка. Часть 4.10. Mark I Wireless Comunication tank. Танковый КШМ

История первой попытки установить станцию беcпроводной связи на танк - Mark I Wireless Comunication tank

За 7 лет, начиная с 1864 года Прусское королевство разгромило Данию в союзе с Австрией, Австрию в союзе с Италией и полностью уничтожила Французскую армию, взяв в плен самого императора Франции. Итогом этой череды побед в 1871 году было объявлено о создании Германской империи или Второго Рейха. Никогда в истории Европы не было такого доминирования одной армии над остальными. Кроме очевидного причин - новых артиллерийских систем и внедрения новых винтовок было три ключевых фактора, которые и обеспечили если не победу вообще, то победу с видимой лёгкостью - создание Генерального штаба, использование рокадных полевых железных дорог и внедрение телеграфной связи. C выходом на поле боя Великой войны боевых машин с механическим движителем своевременная передача приказов и возможность согласования движения разных сил стали ещё более важными. Установка радиостанции на танк была бы просто следующим шагом в развитии средств связи.

РЭБ времен первой мировой войны, германские связисты перехватывают телеграммы французов
РЭБ времен первой мировой войны, германские связисты перехватывают телеграммы французов

Mark I Wireless Comunication tank/Марк I Танк беспроводной связи

Страна: Великобритания

Производитель: William Foster & Co, Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW)

Год выпуска: 1917

Кол-во выпущенных: 1-2

Размеры без хвоста: 8060 (9910 с хвостом)×4380 (самка)×2450 см

Ширина трака: 521 мм

Боевая масса: 27 000 кг "самка"

Экипаж: 6

Двигатель: Foster-Daimler Knight sleeve valve petrol 105 hp

Скорость: 6,4 km/ч

Вооружение: н/у

Бронирование: 10-12 мм.

Уже первые танки, вышедшие на поля боя в сентябре 1916-го, сразу имели систему связи. Эта связь была так же беспроводная, но совсем не с использованием электро-магнитных волн. В каждом танке предусматривалось место для корзины с четырьмя почтовыми голубями. Голубиная почта была весьма распространенным способом коммуникации в Великую войну и множество фотографий походных голубятен на автомобилях, мотоциклах и спинах бойцов удивляют своим наличием в то время, когда знали уже о радиосвязи и телефонах. Можно только пожалеть голубей, которые сидели в плетёных ящиках в жаре и смраде танковых корпусов, а потом из выбрасывали среди пуль, дыма и взрывов с необходимостью куда-то лететь. Наверно это были самые ненадежные средства связи, которые можно было придумать.

-2

Великая война стала войной не только стали и моторов, но и радиоволн. Приемники и передатчики использовались всеми родами войск. Коммуникация с помощью кода Морзе обеспечивала связь между кораблями, с самолётами разведчиками и между штабами сухопутных сил. Радиостанции монтировали на телегах, прицепах, в кузовах автомобилей. Уже в середине войны британская армия разработала несколько стандартных комплектов приемо-передающего оборудования различной мощности и дальности работы. Полевые траншейные станции, получившие название W/T Trench Set Mk.I/II/III имели мощность до 20 Вт и обеспечивали связь на расстоянии до 5 километров.

Где-то на полях Великой войны работающая радиостанция на прицепе к автомобилю
Где-то на полях Великой войны работающая радиостанция на прицепе к автомобилю

Появление и использование танков снова поставило вопрос радиосвязи на первый план. Танковые подразделения были гораздо более "длинной рукой", чем изначально предполагалось. Их эффективное применение было возможно не только в зоне прямой видимости. Течение боестолкновения, данные разведки, изменение ситуации требовали оперативного изменения планов применения танков и обеспечить это могла только радиосвязь или как было принято - беспроводная связь - "wireless communication". Первыми попытались установить радиостанцию в танк британцы. Танки "ромб" оказались очень удобными для размещения различного оборудования в спонсонах. Переделав дюжину линейных танков Mark I в танки снабжения в середине 1917 года, одну из таких машин использовали для переделки в радиотанк - или Wireless Comunication tank.

Королева Мэри (Queen Mary of Teck) осматривает танк связи в центральных танковых мастерских в Эрине 7 июля 1917-го года в сопровождении командира танкового корпуса Генерала Эллиса (справа от королевы). Фотография IWM 3234
Королева Мэри (Queen Mary of Teck) осматривает танк связи в центральных танковых мастерских в Эрине 7 июля 1917-го года в сопровождении командира танкового корпуса Генерала Эллиса (справа от королевы). Фотография IWM 3234

Первоначально рассматривался вариант простой перевозки оборудования для полевой радиостанции на танках-тендерах Mark I Supply Tank. После занятие нейтральной полосы и первой линии траншей противника танки-тендеры вместе с топливом и амуницией должны были перевозить полевой комплект W/T Trench Set, который должен был разворачиваться в поле. После нескольких тактических учений такой вариант был признан неправильным. Он не обеспечивал ни безопасности, ни оперативности. Оперативно был проработан план установки оборудования и антенн на базе танка,. Так как в середине 1917-го года в наличии для экспериментов были только танки Mark I, эту машину, а точнее переоборудованный в тендер танк с освобожденными от вооружения спонсонами был использован для монтажа комплекта беспроводной связи из передатчика и приемника.

Комплект связи в танке - W/T Trench Set
Комплект связи в танке - W/T Trench Set

Спереди к боевой рубке танка крепилась Т-образная стойка. Провода антенные растягивались от стойки под наклоном к задней части танка, где была смонтировано антенное крепление. Беспроводной комплект связи был установлен в правом спонсоне, а в левом расположили стол командира, превратив Wireless Comunication tank в Командно-штабную машину (КШМ). Радиостанция запитывалась от от двух 10-вольтовых аккумуляторных батарей и небольшой динамо-машины с приводом от основного двигателя.

-6

Стойка, к которой крепились провода антенны, имела высоту 4,6 метр. В транспортном положении она располагалась горизонтально на крыше боевой машины, в рабочем положении мачта поднималась и работа по приему и передаче сообщений велась с места. Мачта поддерживала антенные кабеля, которые шли от рубки танка к Т-образной перекладине. через крышу танка к радиоприемнику.

-7

Применение Wireless communications tank не стало обычным для Великой войны. Возможно первый раз один из переделанных танков использовался в июне 1917-года в ходе одной из операций в 7-ми километрах южнее Ипра в Восточной Фландрии в Бельгии. Так как британцы широко экспериментировали с различными типами антенн, но при этом сохранилось очень мало фотографий их боевого применения, предположить какой танк был во Фландрии сложно.

-8

Танки с радиостанциями должны были применяться для связи с вышестоящим командованием. а позднее и с авиаразведкой. Экспериментальный образец на базе Mark I не вышел за пределы экспериментов, но небольшая серия радиомашин на базе танков Mark IV использовалась в ходе боёв при Камбре в ноябре 1917-го года.

-9
-10

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

О первом варианте танка Маленький Вилли и серийный британских танках можно почитать здесь:

Путь к танку. Часть 3. Первый настоящий танк. Lincoln No.1 Machine. 1915. Пока только на полигоне.

Путь к танку. Часть 4. Lincoln No.1 Machine ака Little Willie. 1915. После модернизации, но ещё не танк.

Путь к танку. Часть 5. Первый танк. H.M.L-S. Centipede/Mother. 1915-1916. Мать всех танков.

Путь танка. Часть 1. Mark I. Первый "ромб" на поле боя

Путь танка. Часть 2. Mark II. "Ромб" не для боя бросили в атаку в Аррасе

Путь танка. Часть 3. Mark III. Учебная парта танкового корпуса.

Путь танка. Часть 4. Mark IV. Герой битвы при Камбре

Путь танка. Часть 4.1. Mark IV Tadpole. 1917. "Головастик" с минометом на хвосте.

Путь танка. Часть 4.2. Mark IV Fascines-Layer. 1917. Танк-путепрокладчик

Путь танка. Часть 4.3. Mark IV Wire-pulling tanks. Раздавить германскую гадину.

Путь танка. Часть 4.4. Mark I Supply tank. Танк-грузовик на поле боя

Путь танка. Часть 4.5. Mark IV Winch tank. Первый танковый морской десант

Путь танка. Часть 4.6. Mark I/IV repair tank. Первый БРЭМ на шасси "ромба"

Путь танка. Часть 4.7. Mark IV "Invicta Roller". Первый танковый колейный трал

Путь танка. Часть 4.8. Mark IV. Renolds Roller Chain. Увеличение проходимости и безопасности

Путь танка. Часть 4.9. Mark IV Supply tank. Незаметный герой битв при Камбре и Амьене

О проектах предшествовавших созданию первых танков можно почитать здесь:

Путь к танку. Часть 1. Creeping Grip Texas. 1914. Первый камень в фундамент настоящего танка. Движитель.

Путь к танку. Часть 2. Foster-Daimler 105 BHP Tractor. 1914. Второй камень в фундамент настоящего танка. Двигатель.

Поиск выхода из тупика. Часть 17. Landship Mark II. 1915. Английский тяни-толкай на американских гусеницах.

Источники:

British Mark I Tank 1916 Автор: David Fletcher, Tony Bryan Издательство: Osprey Publishing Серия: Osprey New Vanguard 100

British Mark IV Tank Автор: David Fletcher, Tony Bryan Издательство: Osprey Publishing Серия: Osprey New Vanguard 133 ISBN: 978 1846030826

Первые танки. Британские «Ромбы» Первой Мировой, Семен Федосеев

Семен Федосеев: Самые первые танки» год выпуска: 2011, ISBN: 978-5-699-48536-9, издательство: Эксмо,

Tanks and Trenches First Hand Accounts of Tank Warfare in the First World War. David Fletcher.

Tank Hunter: World War I - Craig Moore

The British Tanks 1915-19 [Fletcher, David]

http://www.wardrawings.be/WW1/Files/1-Vehicles/Allies/UK/1-Tanks/

https://tank100.com/david-fletcher/experimental-tanks-part-two/

https://tanks-encyclopedia.com/ww1-uk-wireless-communications-tank/

https://en.topwar.ru/188348-radio-vmesto-golubej-pervyj-tank-besprovodnoj-svjazi.html