В современном многокультурном мире вопросы языковой и национальной идентичности приобретают особую актуальность в связи усиливающимся тенденциями стремления к поликультурности и ликвидации национальных и языковых границ.
Язык – явление не только общественное, но и этническое. Любой язык имеет национальный характер, представляет собой средство коммуникации конкретного народа. Полноценное и гармоничное развитие личности невозможно без духовно-нравственного семейного воспитания, основой которого выступает язык родителей. Учитывая главную роль словесной коммуникации, именно язык родителей становится основой психологического, культурного и духовного развития ребенка. Главным методом развития речи выступает механизм подражания речи родителей, в ходе которого происходит восприятие на слух и говорение. Таким образом, семья выступает важным фактором преемственности и сохранения культурного и языкового богатства.
Речь родителей формирует речь ребенка
Большое значение имеет характер речи раннего общения, порядок и нормы которой ребенок начинает усваивать с первых дней своей жизни. Считается, что звукопроизносительный аспект детской речи является врожденной способностью и развивается без посторонней помощи, однако безучастность родственников в период становления правильного произношения слов грозит ребенку отставанием в развитии.
Важно отметить, что из общения в период взросления ребенка до трехлетнего возраста вырастает его филологическая грамотность. Существенные трудности могут возникать на лексическом уровне, поскольку все чаще в речи большинства носителей языков коренных народов отмечается вытеснение слов родного языка русскими заимствованиями. Поэтому очевидно, что родители обязаны следить не только за интонацией, внятностью и строем собственной речи, но также и за ее лексическим наполнением, стараться подбирать эквивалентные слова в родном языке и при необходимости обращаться за помощью к словарям и художественной литературе.
Роль литературы в воспитании детей
Значение литературы в вопросах воспитания ребенка сложно переоценить. Наравне с живым общением литература этноса, к которому принадлежат родители, обогащает и лексически развивает языковую картину и речь ребенка. Примером использования родной литературы на ранних этапах развития (до 3х лет) могут быть национальные колыбельные и народные сказки, которые несут в себе как лексическую образность, так и исторический опыт конкретного народа.
Таким образом, с помощью родителей происходит знакомство с родной литературой, которое продолжается дальше путем самостоятельного чтения. Получив навык чтения еще в детстве и закрепив его в юношестве, человек навсегда продолжит общение с родной литературой, а, значит, сохранит неразрывную языковую связь с историей и культурой своих предков.
Особенно значимо участие родителей при подготовке детей к начальной школе и дальнейшему освоению родного языка и литературы. Хорошей подготовкой к изучению предметной области «Родной язык и литературное чтение» в начальной школе послужит совместное домашнее чтение детской литературы на родном языке. Знакомство ребенка с фольклором и авторскими детскими жанрами поможет не только расширить кругозор, но и проникнуться культурой родного народа. Более того, одним из серьезных развивающих факторов станет обучение ребенка последовательному пересказу содержания прочитанных произведений.
Важность активного билингвизма
Как показывает практика, одним из эффективных способов сохранения родного языка в условиях современного воспитания является формирование активного билингвизма, который означает свободное владение двумя языками и активное использование обоими языками в процессе речевой коммуникации. Активный билингвизм – не только лингвистическое понятие, но и социально-общественное явление, обеспечивающее бесконфликтное сосуществование разноязычных народов в одном государстве, выражением которого становится понятие гармоничное двуязычие – политическое и юридическое равноправие языков, предполагающее равные условия для овладения ими и равные условия для функционирования.
При активном билингвизме два языка обслуживают их носителя совместно, поддерживают друг друга, работают в одной упряжке; оба языка нужны как два неразрывных компонента языкового общения в полилингвальном и поликультурном пространстве. Залогом успешного формирования билингва является активное двуязычие родителей, использующих в повседневной коммуникации наравне с родным языком еще второй язык.
Таким образом, сохранение родного языка и литературы должно начинаться с малой социальной единицы общества – семьи. На каждом родителе лежит колоссальная ответственность за усвоение ребенком национальной лексики и формирования языковой картины мира, получения навыков правильного произношения и любви к родной литературе. Главными механизмами ответственного языкового воспитания служит лексическая грамотность самих родителей, богатство словарного запаса их речи, чтение колыбельных и сказок на раннем этапе развития и формирование навыка чтения родной литературы с детства.
#языки #народы россии #коренные языки #билингвизм #родная речь #русский язык #родные языки #литература #воспитание
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Родные языки народов России»