Станьте региональным лидером.
Отказаться от фраз типа "это невозможно".
Получить от НАТО сигнал о перспективе членства уже в 2022 году.
Это лишь часть требований к украинским послам и к руководству МИД Украины, которые прозвучали на совещании под председательством Владимира Зеленского. Причем это совещание, проходившее в резиденции "Синегора", действительно состоялось иначе, чем когда-либо ранее.
Объявленные направления работы МИД, безусловно, верны. Впрочем, не все из требований президента можно выполнить.
Да и некоторые изменения в формате совещания дискуссионны – в частности из-за того, что они дополнительно "централизуют" вертикаль власти и уменьшают механизмы коммуникации между дипломатами и правительством и парламентом.
А главное – то, что, давая указания дипломатам, Зеленский и его команда одновременно прилагают усилия, чтобы поручения президента остались невыполненными, а отношения с партнерами были обременены проблемами.
"Европейская правда" внимательно следила за встречей и дискуссиями в Гуте.
А для тех, кто хочет воочию услышать и увидеть новые "Зе-требования", мы записали также видеоверсию указаний президента.
...с задержкой "через Россию"
Владимир Зеленский, неоднократно подтверждавший свой имидж несистемного политика, действующий вопреки существующим правилам и устанавливающий свои, в конце года сделал это снова. В этот раз – в кругу украинских топ-дипломатов.
Совещание послов – это традиционное мероприятие, которое организуют или в августе, под День независимости или в декабре, под Рождество, когда послам Украины со всех уголков мира проще запланировать свою поездку домой.
В Украине эти совещания до сих пор проводились раз в два года; последняя полноценная встреча состоялась в 2018 году. После победы Зеленского традицию сразу попытались поломать.
В 2019-м тогдашний министр иностранных дел Вадим Пристайко планировал собрать общее совещание внепланово, чтобы объяснить послам приоритеты новой власти. Это действительно имело смысл, ведь не секрет, что значительная часть послов в то время были сторонниками "традиционной" дипломатии, не голосовали за Зеленского и не очень понимали, куда обновленное руководство будет двигать страну.
Что же тогда это не удалось сделать? Как свидетельствуют источники, на препятствии встала... Россия. Вернее, российско-украинские контакты.
Дело в том, что на Банковой и Михайловской сочли нужным собрать послов уже после того, как Зеленский пообщается с Путиным в Нормандском формате, чтобы основывать внешнеполитические приоритеты и указания послам на том, о чем удастся договориться.
Вот только Нормандский саммит, который Банкова мечтала провести еще в сентябре, все откладывался, откладывался... А когда, наконец, он состоялся в декабре – организовать декабрьское собрание послов было уже невозможно, и его отложили на следующий год.
А дальше "бахнула" пандемия, разорвавшая авиасообщение.
В конце концов, в декабре-2020 общее совещание послов провели... по видеосвязи! (А мы все уже знаем, что такое "совещания по зуму", доказывать низкую эффективность этого нет надобности.)
Словом, совещание 2021 года стало первым полноценным при президентстве Зеленского. И проводится она в другом контексте, чем мечталось в 2019 году.
О шансах на потепление с Россией уже давно серьезно не говорят; сохранение минимум декларативного европейского и евроатлантического вектора не вызывает сомнений даже у тех послов, которые были назначены еще при Порошенко; да и большинство послов за это время изменилось, действующих назначил уже новый президент.
Словом, Зеленский имел все основания обращаться к дипломатам как своим соратникам.
5 требований для послов
"Доброе утро, уважаемые дипломаты. Но слова "уважаемые" или "ваши достопочтения" мы оставим для других встреч – протокольных, прохладных и не очень искренних".
Неформатная установка для дипломатов, не правда ли?
Но именно этими словами Владимир Зеленский начал встречу с послами Украины.
Да и вообще его речь была посвящена тому, чтобы пересмотреть подходы к общению дипломатов с властью и оценке эффективности. "Надеюсь, старая дипломатическая школа в ваших головах не будет мешать понять главные месседжи", – нетолерантно заметил президент.
Зеленский объявил четыре критерия, которые становятся ключевыми для послов в их дальнейшей работе.
Первая – это скорость.
"Из чрезмерно консервативной, а потому очень медленной наша дипломатия должна стать оживленной и динамичной, то есть быстрой. Сейчас во многих процессах Украина вынуждена догонять. И это неправильно", - пояснил Зеленский, добавив, что критерии скорости будут распространяться на все, включая требования как можно скорее. " Разблокировать процесс мирного урегулирования на Донбассе, вернуть Крым, достичь членства в ЕС в ближайшие годы и получить очень четкую временную перспективу от НАТО. Очень конкретную. И хотим ее получить в 2022 году ".
Последнее, кстати, Зеленский прокомментировал также отдельно, объяснив, на что рассчитывает в отношениях с Альянсом .
Ожидания, мягко говоря, очень крутые, и президент признал это.
По его словам, желание быстрого результата вынуждает Украину искать пути его достижения, поэтому второй критерий – креативность.
"Мы должны не ждать, пока кто-то решит наши проблемы за нас, а искать и предлагать каждый день новые механизмы, новые форматы. Каждый из вас должен пойти дальше традиционной политической плоскости. Подумать, как помочь Украине, кроме обычных ежедневных призывов о сохранении санкций или вступлении в НАТО» , – объяснил он.
Если это еще не очевидно, то Зеленский особо выделил, что третий критерий – амбициозность. Но объяснил его несколько нестандартно.
По мнению президента, амбициозность – это не просто стремление к большему. Это, прежде всего, оптимизм в оценке перспектив того, что можно сделать.
"Избавиться от негативного, пессимистического мышления. Избавиться от фраз "это невозможно", "этого не будет", "это не для нас", "это не нашего уровня". Избавиться от комплекса страны третьего мира. Строить новую реальность, где Украина – драйвер и лидер процессов. Не бедный родственник, который всегда что-то у кого-то просит, а сильная, самодостаточная страна"
Действительно амбициозное видение остается только согласиться. Но возможно ли это воплотить?
Зеленский уверен, что да, поэтому определил четвертый критерий: достигнутый результат.
Хотя, если положить руку на сердце, последний критерий не прибавляет к работе МИДа ничего нового. Зеленский не требует от всех послов поддержки их странами вступления в НАТО и ЕС "уже завтра" (в конце концов, не все страны являются членами этих блоков, да и среди государств-членов ситуация разная – Литва поддерживает нас не потому, что там посол лучше чем посла в Германии.
Речь идет прежде всего о результатах в экономике, торговле, инвестициях и т.д. А это – история совсем не нова: последние лет 20 каждый новый министр провозглашает курс на экономизацию внешней политики. Сделал это и Дмитрий Кулеба, представив на совещании послов новую платформу для продвижения экспорта за границу под названием NAZOVNI.
Есть также пятое изменение, или критерий, о котором Зеленский не объявил в своем выступлении, но который в то же время важен и о котором послы отзываются хорошо. Это еще большее внимание к так называемой "мягкой силе" Украины, культурной, публичной дипломатии.
Вроде ничего нового, этот приоритет объявляет каждый новый министр и глава государства, но ныне есть определяющая "деталь". Это направление, похоже, заинтересовало первую леди Елену Зеленскую (которая лично провела панель для послов, взялась за тренинговую программу для жен и т.д.), что создало для "культурного" направления дополнительный неофициальный импульс.
Если же кратко подвести итоги объявленных в "Синегоре" новых приоритетов и поручений для послов, то в трех словах они будут звучать так: " все правильно, но… ".
Требовать и мешать
Еще одно новшество, объявленное Зеленским во время совещания послов – это то, что отныне такие встречи будут ежегодными, а не два года. И каждый раз они будут проходить в Ивано-Франковске/Гуте, а не в Киеве, как это всегда происходило.
Этот новый подход имеет плюсы, но и минусов ему хватает. Прежде всего он цементирует централизацию украинской политики, ее абсолютную зависимость от президента и его офиса. Да, именно глава государства должен определять и направлять внешнюю политику Украины, это записано в Конституции и не ставится под сомнение, но совещания послов в Киеве давали возможность топовым дипломатам встретиться также со многими министрами, премьером, спикером и парламентариями.
Премьер и спикер все же прибыли в Ивано-Франковск на встречу с послами на второй день совещания - но это меньше перечня встреч, доступного в Киеве. Переезд в Гуту существенно сужает возможности для этого. Это, наверное, не было целью такого решения, но надо быть честным: оно создает проблемы.
Но вернемся к приоритетам работы украинской дипломатии, которые провозгласил президент. Задачи, которые поставил Владимир Зеленский дипломатам, порой вступают в противоречие с реалиями украинской политики.
И становится гораздо менее важно, что делают посольства и машина дипломатии, если Банковая будет разрушать их работу так, как это делает сейчас.
Это, прежде всего, касается движения Украины в ЕС и НАТО.
Во время довольно длительного выступления перед послами президент Зеленский несколько раз подчеркнул, что Украина едет в ЕС и НАТО – но ни разу не упомянул о реформах, которых от Украины ждут в этих организациях, обязательных на этом пути.
А министр иностранных дел Дмитрий Кулеба во время одного из выступлений перед послами призвал их отойти от привычного для многих из них представления Украины как "государства реформ", то есть государства, которое постоянно реформируется, но еще не завершило этот процесс, а вместо этого оперировать термином "государство возможностей".
"Мы уже провели огромное количество реформ. Достаточно представлять самих себя как государство, которое никак не завершит свое реформирование" , - убеждал министр, объясняя, что это создает нарратив "государства-неудачника"; акцент должен быть на возможностях торговли, инвестиций в Украину и т.д.
И вроде бы все правильно. Но – особенно ввиду событий последних дней – это лишь придает угрозы нашему пути на Запад.
Ни западные, ни украинские дипломаты, с которыми общалась Европравда, не понимают, почему Банковая так целенаправленно срывает конкурс на голову специализированную антикоррупционную прокуратуру; так же этого не понимают друзья и лоббисты Украины в государствах ЕС и НАТО. Как объяснять деструктивные действия Киева в Брюсселе, Вашингтоне и столицах союзников – тоже ни для кого не понятно.
Но можно с уверенностью констатировать: при сохранении таких действий официального Киева ни о каких ожиданиях по сближению с Альянсом нет смысла говорить.
Требование президента к дипломатам о том, чтобы на саммите Альянса в Мадриде Украина получила положительный сигнал о своем членстве, становится заранее нереалистичной. Ее разрушает тот же Зеленский руками своего офиса. И никто не может толком объяснить, почему и зачем он это делает и понимает ли он последствия таких действий.
Автор: Сергей Сидоренко