Найти в Дзене
Розовыми очками вовнутрь

Заметила, что родители разделяют детей на хороших и плохих.

Оглавление

Эта тема проходит красной нитью среди множества моих публикаций. Если в семье больше одного ребенка, то кто-либо из них обязательно будет плохим (чаще – плохой). И, как показали объективные наблюдения (автор росла в семье, где максимально не было хороших и плохих детей), разделение детей по «категориям» - это не их фантазии, а объективная реальность. Подкрепленная реальными действиями, обстоятельствами.

Я неоднократно видела это воочию. Сколько себя помню.

Много моих подружек по песочнице были теми самыми «плохими» детьми. Которые не дотягивали в своих достижениях до братьев или сестер. Например, сестра отличница, а она – хорошистка, уже хуже. Либо брат – спортсмен, лауреат конкурсов, а сестра – обычная серая масса, никакая, никакой с нее надежды, и в принципе можно не обращать внимание.

Был у меня друг, мальчик, который предпочитал играть с детьми помладше (с нами). А все потому, что он был мельче своего брата-двойняшки. Физически слабей. Брат занимался спортом, и даже в суровые 90-е был гордостью школы с первого класса по достижениям в спорте. А наш друг, при всех своих отличных человеческих качествах, уме и кругозоре (он – гуманитарий, любил читать, науку, и впоследствии ушел в IT-сферу, став, кстати, успешней финансово, чем брат-спортсмен), был у родителей в «черном списке». Он получал обидные прозвища, ему было обидно слышать в свой адрес, что не удался, слабый, хлипки, болезненный. Поэтому, чувствуя свою, не постесняюсь этого определения, неполноценность, предпочитал общество более младших детей.

(Кстати, став уже взрослым, успешным мужчиной в финансовом плане, он все так же остался этим нелюбимым мальчишкой. Который хуже, чем его брат. Скатившийся по наклонной.)

Совсем уже вопиющим случаем из моей жизни был, когда родители были в восторге от успехов старшей дочери. Умница, красавица, спортсменка (она была моей главной конкуренткой в бально-спортивных танцах, очень сильная, талантливая девушка), отличница. А младшая дочь, которая еще не пошла в школу, для них была неудавшейся. Отдавали ее в спортивную гимнастику – не пошло, не те данные. Балетная школа (у нас в Донецке была, и есть, наверное, сильная школа Вадима Писарева)- тоже не те данные. Педагоги честно сообщили маме, что природных данных нет от слова «совсем», они научат хорошо двигаться, даже сносно танцевать, но балериной ей не быть.

И вот, не имея ни данных, ни стремления к танцам, младшая дочь, кстати, весьма умная, хорошая девочка, в семье стала последним сортом. О том, что девочка может реализоваться в иных областях, и вообще – она еще маленькая, мама безапелляционно говорила, что старшенька с четырех лет танцует и сразу показала талант. А у младшей таланта никакого, какая досада. И этой маме доказывать что-либо было бесполезно. Даже воспитательнице из садика, которая пыталась донести до родительницы с разбившимися о младшего ребенка амбициями, что у нее замечательная дочь. Просто она не будет танцевать.

Коллаж автора. Так я вижу эту тему. Сделала из изображений из глобального поиска со свободной лицензией.
Коллаж автора. Так я вижу эту тему. Сделала из изображений из глобального поиска со свободной лицензией.

Почему я уделила внимание этим примерам?

Здесь видно объективно причину, почему родители разделяют детей на хороших и плохих.

Из пары двойняшек один ребенок физически более мелкий.

Из двух дочерей одна – не имеет способности к определенному виду спорта. И навсегда этот ребенок, пусть даже имеет другие врожденные способности, обладает иными талантами, будет хуже, чем братья или сестры. Такой ребенок будет расти с пониманием, что он родился хуже, не таким, получит целый букет комплексов уже к пубертату, не говоря уже о взрослом возрасте.

Здесь причина кроется в том, что ребенок не отвечает заведомо выдвинутым ему требованиям, к нему не относящимся.

А есть иные случаи, и их очень много. Когда беспричинно плохим становится ребенок без видимых на то причин. Может быть, у родителей есть какие-то свои пункты, считать именно этого ребенка хуже. Но объективно, они не видны. Этот ребенок может быть даже лучше учиться, быть талантливей «любимчика», иметь более весомые успехи в школе. Но все равно, как бы он или она не старались, все равно остается плохим, не таким.

Здесь ситуация куда более грустная. Потому что бесполезно искать первопричины и логику, почему именно этот ребенок хуже. Я предполагаю, даже сами родители порой не знают, почему, после какого события, либо по каким критериям поделили детей на «плохих» и «хороших».

И самый деструктивный, на мой взгляд, случай, когда из детей, где есть неблагополучный (имеющий какие-то проблемы со здоровьем, веществами, либо по жизни неудачник), один становится «плохим». И это, к сожалению, не объективно неблагополучный. Я лично знаю массу примеров, когда в семьях с таким проблемных ребенком нелюбимым становится именно нормальный брат или сестра.

Что самое грустное в таких семьях, на этого ребенка, уже взрослого, возможно, создавшего свою семью, продолжается давление. Что он или она обязаны помогать своему брату/сестре. В таких семьях благополучный, но не любимый ребенок (потому что в российской традиции принято именно неудачливых от рождения либо по факту жизни жалеть) вырастает в лучшем случае с «букетом» компенсированных комплексов. В худшем – нуждается в серьезной коррекции своего мировоззрения с помощью специалиста и срочным разрывом всех связей со своей семьей.

Я лично знаю таких детей (уже взрослых людей). И у них есть ряд психологических проблем. Избавиться от которых они пытаются годами.

Даже в семьях, где детей, казалось бы, не разделяют на хороших и плохих, все равно получается так, что какой-то ребенок любимей.

Например – последний долгожданный. Первые отходят на второй план.
Или – ожидаемый и самый любимый первенец, на чьем фоне последующие дети становятся последышами. Также любимые, но… не то.
Либо – ребенок от мужчины, с которым потом женщина развелась. Обида на отца отражается на его сыне или дочери.
Или – ребенок определенного пола.
Частый случай – ребенок, имеющий больше достижений. Соответственно, другие дети, пусть тоже любимые, но все равно фокус восхищения родителей на самом успешном.

Родители такое разделение могут не видеть, не замечать, считать само собой разумеющее. А эти дети, которые на фоне своих братьев и сестер чувствовали себя нелюбимыми, вырастают в людей с личностными проблемами. Даже в самой «легкой» версии.

Родители, пожалуйста! Не разделяйте детей на хороших и плохих!