Это настоящий словарный запас, которым пользуется ребенок на начальной стадии овладения родным языком. Это пассивный и активный словарь. Те слова, которые дети применяют при общении.
1️⃣ Первые слова практически у всех детей появляются к одному году. Набор небольшой и почти у всех одинаков. Их слоговая структура очень похожа на лепет и чаще это – звукоподражания (бах, ку-ку).
2️⃣ Ребёнок понимает слов больше, чем говорит.
3️⃣ Начальный детский лексикон строится на индивидуальных особенностях ребенка:
✔️ возраст
✔️ пол
✔️ бытовые и игровые действия
✔️ специфика развития познавательных процессов
✔️ зависит и от социума (ближайшего окружения и информации, которой пользуются взрослые).
4️⃣ Какие бы ни были факторы, слов в начальном детском лексиконе к 1,5 годам примерно 30 слов, а к 2 годам не более 500. Хорошей нормой считается в 2 года у девочек - 252 слова, у мальчиков - 155 слов (данные исследования специалистов из РГПУ им. А.И. Герцена и Института физиологии им. И.П. Павлова).
5️⃣ Примерно полгода (это возраст 1-1,5 года) после появления первых слов постепенно осваивается произношение самых важных и значимых слов для ребёнка. Остальные слова можно понять только исходя из контекста ситуации, в которой происходит общение.
6️⃣ Плюс у этому после восемнадцати месяцев дети с легкостью осваиваются произвольные артикуляционные упражнения (ВНИМАНИЕ! А как у ваших детей?). Далее возникает такой эффект цепочки – одно звено зацепляется за другое. Произвольная артикуляция, подражание провоцируют продолжение развития речевых способностей - воспроизведение нужной артикуляции. Дети активно подражают старшим.
7️⃣ Слова, входящие в начальный детский лексикон, с полутора лет стремительно увеличиваются и приобретают постоянные четкие значения, их можно отнести к определенным морфологическим категориям (например категория числа в русском языке – ед.и мн.ч.)
Пишу я это для того, чтобы, соотнося речь в норме, можно было оценить речь своего ребёнка, у которого пока так не получается.
Законы при задержках и разных заболеваниях немного разнятся, но сориентироваться можно.
Про «лексический взрыв» писать или и так всё понятно?