Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Особенности посадок на аварийные площадки

Оглавление

Юрий Николаевич Мамонтов

Нет. В НПП (наставлении по производству полётов) такой статьи нет, а вот случаи посадок на площадки, где ждут экипажи происшествия, происходят… Об этих авиационных происшествиях я и расскажу в этой статье.

Приборная доска лётчика вертолёта Ми-4
Приборная доска лётчика вертолёта Ми-4

ВИНОВАТ ЛОМ

Ми-8 выполняет полёт по гравиметрической съёмке. Взлёт производится с аэродрома Мыс Каменный, знакомому читателям по одному из моих рассказов в журнале «Уральский следопыт» за январь 2021 года. Итак, утро 07 сентября 1979 года. Выполняется посадка на удалении 160 км северо-западнее аэродрома взлёта. С воздуха подобрали площадку. Зависли. Высадили специалиста с прибором и бортмеханика вертолёта. Бортмеханик «потыкал» сапогом землю, оценив площадку и жестом «Садись, можно!». Командир снижает машину до касания и... сбрасывает мощность двигателя полностью. Правое шасси вертолёта проваливается в грунт. Командир не предполагая такое развитие событий не координированными действиями рулями управления «отделил» вертолёт. Вертолёт вошёл в отрицательный тангаж (угол наклона носовой части в землю) с одновременным левым вращением. Работа двигателей была настолько сильной, что высаженный специалист, подхваченный струёй воздуха от винта очутился в озере. Вращение увеличилось и вертолёт зацепил лопастями несущего винта за землю. Вертолёт опрокидывается на правый борт и от сильного удара разрушается. Бортмеханик попадает под винт и погибает. Отсутствие лома для оценки прочности поверхности для приземления и сброс тяги двигателей сделали своё дело.

Урай
Урай

29 ноября 1978 года. В Тюменской области Ми-4 производит взлёт из аэропорта Урая и берёт курс 37 градусов к месту доставки рабочих на лесозаготовительный участок.

Схема Ми-4
Схема Ми-4

Оттуда должен возвратить другую группу. Через 35 километров Ми-4 на площадке озера Половинное. Вокруг озера лес. Высота деревьев 15 метров. На восточной окраине озера, в 25 метрах от берега, вертолёт касается льда озера. Рядом избушка лесорубов. Оттуда идут рабочие. Бортмеханик с помощью лома проверил прочность льда и показал командиру, что состояние поверхности льда нормальное для посадки. Командир сбросил «шаг - газ» двигателя ниже необходимой тяги для данного места посадки.

-4

Выгружает пассажиров. Несколько минут вертолёт стоит не предвещая опасности. Подходят новые пассажиры, идёт их погрузка на борт. Двигатель работает. Винты крутятся. Первые рабочие на борту и вдруг вертолёт левой стойкой основного шасси проваливается под лёд. Один из подошедших на посадку рабочих падает в образовавшуюся полынью и тонет. Вертолёт окончательно опрокидывается на левый борт. Вращающийся несущий винт рубит хвостовую балку. Пассажиры и экипаж успешно покидают тонущий вертолёт. В месте посадки командир вертолёта тягу двигателя ручкой «шаг-газ» установил менее необходимой для данной толщины льда. Лёд не выдержал нагрузки и вертолёт с этим весом провалился.

ЧТОБЫ НЕ ПРОВАЛИТЬСЯ

Беседую с вертолётчиками. За плечами Афган и не только. Спрашиваю о методике посадки на «спорную» поверхность. Рассказывают основываясь на свой опыт и неправильно поставленный мной вопрос. Вообщем я понимаю, что вертолёт сможет высадить пассажиров на любой местности. Главное необходимо предварительно определить направление и силу ветра, а так же открытость подхода на посадку и затем взлёта с площадки. Если необходимо высадить пассажиров на участке заболоченной местности, то тогда на неё спускается по стремянке бортовой техник и после внимательного осмотра и оценки даёт «добро». Но «болотина» опасна, и тогда вся надежда на умение висеть, т.е. колёса шасси несильно давят на подстилающую поверхность, а пассажиры потихоньку сползают по стремянке на площадку.

-5

Но здесь необходимо очень точно работать рулями и несущим винтом, для этого есть ручка «шаг — газ» и педали.

-6

Уменьшать вертикальную тягу нужно очень аккуратно и внимательно смотреть на впереди стоящего «бортача», который следит за проседанием амортизаторов шасси и условленными жестами подсказывает о недопустимости входа колёс в вязкую жижу. Командиру вертолёта нужно уравновесить вертикальную тягу и необходимое давление на подстилающую поверхность. А это опыт. Обязательный инструктаж пассажиров по правилам высадки на такую поверхность. Выходят они только по условленным командам бортового техника, по-одному, и на устойчивом висении. Во общем рубашка или что-то вместо неё становится через некоторое время влажной. Конечно всё нужно чувствовать тем, на чём сидишь и двумя тремя посадками этого опыта не получишь. Опасность таких «посадок» заключается и в том, что под травянистым болотным покровом или снежным покровом могут быть скрыты опасные неровности, большие камни, наносы мелких камней и т. п.. Особое мастерство — посадка на наклонную площадку , но это совсем другая история. Там «подсказчиком» будет резерв педали или ручки до положения упора.

-7

Готовя эту статью я беседовал с нефтяником, работавшим в Тюменской области. Он эмоционально рассказывал как их Ми-8 при выполнении посадки наступил ногой шасси на пенёк. От перевёртывания их спасла быстрая реакция пилота на подъём вертолёта. А если бы реакция пилота запоздала, то я бы рассказывал сейчас ещё об одной неудачной посадке вертолёта.

ЛЫЖИ...

Опасности льда при посадке поджидают не только вертолёты. Так в 1955 году в районе Мыса Желания, что на северной оконечности Новой Земли произошло другое…

-8

Там с Мыса взлетел Ли-2 с пассажирами и пошёл на Диксон. Через несколько минут после взлёта командир экипажа получает указание развернуться на обратный курс и с целью тренировки выбрать площадку на льду для посадки. Указание выполняется. Заход на посадку. В конце пробега лыжи шасси провалились под лёд , а фюзеляж и крылья легли на поверхность льда. Оказалось, что толщина льда менее разрешённой для посадки Ли-2.

-9

Это не всё. Возник шторм. Льдину с Ли-2 унесло ветром в открытый океан, ледовую площадку поломало и находившийся на льду Ли-2 … затонул. Вопрос : « Зачем тренировку пилотов проводить с пассажирами в неблагоприятном ледовом районе с неясной толщиной льда ?»

-10

В 1986 году произошло авиационное происшествие с другим самолётом.

-11

Самолёт Ан-2 (бортовой СССР-07647, экипаж обслуживал высокоширотную экспедицию «Север-86»).

-12

Подбирали с воздуха площадки для выполнения посадок. Площадки подбирались на дрейфующем льду. Погода с видимостью «миллион на миллион» (во общем хорошая). Подобрали площадку. Выполняют заход. Сели. Пробежали и провалились на развороте правой лыжей под лёд. Самолёт утонул. Экипаж жив и пассажиры тоже. При расследовании происшествия выявлены нарушения по методике оценки экипажем размера, толщины, структуре льда и характеристик ледяного поля. Инструкция МГА по данному виду заданий была нарушена. Нужны комментарии...

Другие рассказы автора на канале:

Юрий Николаевич Мамонтов | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен