Толпу народа предсказуемо забомбило, когда я написала, что высшее образование давать детям не обязательно, это их зона ответственности, а не родительская, и вообще у них должно быть много свободы в выборе жизненного пути.
Ещё раньше я писала бомбическую тему касательно того, что родители, оказывается, не обязаны давать детям квартиры на совершеннолетие и ежегодные поездки на море. Могут, если захотят, но не обязаны.
А что же родители обязаны сделать непременно?
Про материальный план даже не буду, тут всё ясно как день и на уровне именно "должны" предельно чётко сформулировано в семейном кодексе.
Гораздо интереснее поговорить про план нравственный. Потому что вообще-то воспитание - это не про золотые медальки и грамоты с олимпиад, а про нравственность.
Родителю надо решать сразу несколько задач нравственного воспитания.
Честь, долг, мораль
Всё это надо не просто внушить человеку, а помочь ему выстроить личность на этом как на опоре, стержне.
Честь - это то, что позволяет человеку в любой ситуации опираться на себя.
Честь - это не всякие дремучести типа девственности до свадьбы и заморочек в духе избивать каждого, кто тебе дурное слово скажет. Честь - это честность перед самим собой.
Каждый из нас в глубине души всегда знает, честно он поступает в той или иной ситуации, или нет. И необходимо учить ребёнка этой рефлексии, учить поступать всегда честно в первую очередь перед самим собой. Тогда он сам себе станет самой несгибаемой опорой.
Долг и мораль - это вообще штука очень интересная. Если они довлеют над человеком со стороны, то давят на него огромной тяжестью, причиняют страдания и принуждают. Если мораль и долг встроены в структуру личности, то их действие прямо противоположно. Долг внутри человека даёт какое-то фантастическое количество сил, а внутренняя мораль избавляет от колебаний, а даёт чёткие и понятные векторы приложения этих сил.
Как воспитывать в юном человеке такие мощные опоры? Ну, тут всё понятно, хоть и весьма непросто. Их надо воспитать в себе. Если их пока внутри вас нет, то представьте, что есть, и действуйте так, как будто вы уже стали обладателем этих драгоценностей. И, самое главное, ребёнку объясняйте мотивы своих поступков именно из этой позиции.
Позитивный взгляд на мир
Радость от жизни - это штука очень субъективная, и во многом это привычка и навык. И вот это как раз то, что человек очень сильно впитывает в семье.
Как живут взрослые? Они рады каждый день видеть друг друга и радуются снегу, солнцу, лету, совместному времени? Или всё разговоры о том, как трудно с деньгами и вообще куда правительство смотрит, в этой стране никогда ничего не будет хорошо? Такова и реальность ребёнка.
Что делать, если вы склонны погундеть, да и реальных поводов хватает? Перестать гундеть при детях. Улыбаться, очень-очень обрадоваться встрече после детского садика и школы, говорить больше о том, что хорошего было за день, а плохое и проблемы - вскользь, если уж совсем не получается не упоминать.
Это не значит, что надо ограждать детей от трудностей, вовсе нет. Но фокусировка должна быть все-таки на положительных моментах.
Трудолюбие
В сочетании со встроенным долгом и мотивацией трудолюбие даёт изумительные результаты.
Воспитываем, опять же, собственным примером. Лучший отдых - это смена деятельности, устали от работы - займитесь домом, устали от дома - займитесь спортом и тд.. При детях нельзя стонать, мол, усталость от работы ужас, они должны ассоциировать работу с полезной и важной деятельностью, крутой частью взрослой жизни, к которой надо стремиться, и которую ещё надо заслужить. Отчасти это решает проблемы с мотивацией к учёбе. Когда образование нужно не для загадочного "развития", абстрактного "надо", а для того, чтобы получить конкретную работу мечты, то даже не сильно способные дети начинают демонстрировать чудеса в учёбе.
Ныть про усталость в быту тоже не стоит, как и всячески ограждать ребёнка от быта. Напротив, лучше привлекать побольше, причём не в формате подвига, а в формате нормы жизни. Тогда есть шанс, что во взрослой жизни человек будет без особого напряга шуршать в быту между делом, а не тащить быт аки как тяжеленную и отвратную ношу.
Я б хотела, конечно, сказать, что вот прям всеми этими качествами я обладаю, но увы. Особенно тяжко мне даётся позитивный взгляд на мир. Но я в лепёшку расшибусь, чтобы сделать всё возможное для воспитания этих качеств в ребёнке.
Воспитываете в детях эти качества? А в себе?