Казалось бы, мыльные оперы - пережиток 90-тых и 00-вых годов. Тогда все смотрели «Санта-Барбару», «Дикого Ангела», «Клон» и другие слезливые истории. На смену иностранным «красавица в беде» пришли отечественные аналоги: «Доярка из Хацапетовки», «Кармелита» и многие другие...
Вся страна, прилипнув к голубым экранам, серия за серией следила за душещипательными вычурными историями. Где было всё:
- хорошая девочка из деревни/маленького города
- богатый красавец или просто очень добрый парень
- злой бандит/крупный предприниматель
- коварная стерва-разлучница
- непредвиденная беременность
- несчастные одинокие матери
Иными словами всё, что цепляло изголодавшегося по чрезмерно эмоциональным, красочным сюжетам пост-советского зрителя.
Но если вы думали, что россиянин насытился мелодрамами, и с массовым распространением интернета утратил интерес к ним - вы ошибаетесь. С отечественных киностудий, как из волшебного горшочка, снова и снова выходят десятки новых слезливых историй. Картинка стала симпатичнее, декорации сменились (всё же с 2000-ных годов Россия успела преобразиться), а сюжеты и типичные герои остались прежними.
Женские образы в российских сериалах:
Создатели российских сериалов эксплуатирует одни и те же образы. Кто же они - героини сериалов? Сегодня мы разберёмся именно с женскими персонажами!
Хорошая девочка
Обычно это молодая девушка (18-23 лет), красавица, умница, отличница из деревни или маленького городка. Она наивна и девственна (во всех смыслах этого слова).
Устремления хорошей девочки самые лучшие, лишённые всякой корысти: поступить в московский университет на бюджетное отделение (на специальность социально-значимую), заработать денег на операцию мамы/бабушки/младшей сестры, вытащить родных из нищеты. Чтобы зритель чувствовал, что героиня действительно «хорошая», достаток её семьи должен быть ниже среднего или близок к бедности.
Чаще всего у хорошей девочки есть возлюбленный. Который непременно бросит её самым уродливым образом, уедет в Москву и пропадёт или уйдёт в армию - это не важно. Главное - возлюбленные расстаются. Первая любовь хорошей девочки всегда заканчивается трагедией, а первый секс - беременностью.
Усталая женщина
Дама от 30 лет. Мать одиночка или женщина, обременённая мужем - домашним тапком, алкоголиком или просто безработным тираном.
Для такой героини симптоматично работать на нелюбимой работе, за которую ей платят сущие копейки, тянуть на себе детей/маму/мужа/братьев-сестёр и перманентно подвергаться психологическому насилию со стороны всех, кому не лень как следует «пнуть» эту усталую женщину.
Зачастую усталая женщина - это «подросшая» хорошая девочка.
Беспощадная стерва
Это такой тип, перенятый и переделанный для русской среды из зарубежных фильмов/сериалов.
Беспощадная стерва - это женщина старше 35 лет. Очень успешная, достаточно богатая и невыносимо стервозная. Коллеги её боятся, консьержка её боится, все её боятся. Такая женщина предъявляет всем (в том числе себе) завышенные требования, выражает крайнее нетерпение к чужим ошибкам или неопытности.
Но в российских сериалах беспощадная стерва (если она главная героиня) - персонаж глубоко несчастный. Она одинока и бездетна. Спутника жизни у неё нет или это нарцисс, который, конечно, пользуется женщиной в своих корыстных интересах.
В прошлом такой героини обязательно есть личная трагедия:
- тяжёлый путь из нищеты
- детский дом или смерть семьи
- несостоявшаяся беременность
- драматичное расставание с возлюбленным
Богатства и признание не приносят беспощадной стерве счастья. Естественно - русскому человеку деньги никогда счастья не приносили, если верить отечественным сериалам.
Больная мать
Больные матери обычно не становятся главными героинями, но являются едва ли не основным двигателем сюжета в российских сериалах. Мать - ключевая фигура. Но и они, больные матери, бывают разными:
- Несчастная женщина, которая положила всю свою жизнь и здоровье на детей. Она одновременно отказывается от заботы ребёнка и всем своим видом демонстрирует, что в этой заботе нуждается.
- Городская сумасшедшая - персона крайне инфантильная. Несостоявшаяся актриса, певица, балерина. Она не добилась ничего существенного, но подавала большие надежды. Стала матерью случайно или по очень большой любви. За ней буквально приходится следить и ухаживать, как за маленьким ребёнком.
- Деспотичная мать. Гипер-контролирующая родительница. Она хочет влиять и держать в поле зрения все жизненные сферы своего ребёнка. Болезнь - это очередной способ манипулировать своим отпрыском и не позволять ему вырваться из под своей власти.
Что их объединяет? Пуповина! Они накрепко связаны со своими детьми (в сериалах это чаще всего дочери). Мать и ребёнок фактически одно существо.
В чем же проблема российских героинь?
Через этих женских персонажей создатели российских сериалов транслируют негативные и ограничивающие убеждения о людях и мире. Делают ли они это специально? Скорее всего нет. Ведь любой продукт культуры (даже такой мыльный, как сериалы) зеркалит общество, для которого он создан.
И благодаря российским сериалам мы сегодня можем сделать «срез» этих убеждений.
Не жили богато и нечего начинать
В сознании постсоветского гражданина богатство «перегружено» большим количеством негативных, ограничивающих убеждений и страхов. Хорошая героиня должна быть бедной. Бедность - материальный признак благочестия, доброты, бескорыстия... одним словом, лучших человеческих качеств.
А потому главная героиня (хорошая девочка, усталая женщина) либо изначально бедна, либо теряет финансовый достаток в первой трети повествования.
Если же у героини российского сериала есть хороший достаток (беспощадная стерва, деспотичная мать), то она персонально несчастна в своём BMW X5. Иначе быть и не может. Счастье в коллективном сознании русского человека явление диаметрально-противоположное богатству.
Богатые люди обманщики, развратники и подлецы
Ещё одно негативное убеждение о деньгах - хорошему человеку богатство не даётся. Потому в российском сериале непременно есть очень обеспеченный, злой и распущенный персонаж.
Зачастую это взрослый мужчина, который из всех женщин на планете Земля выбирает главную героиню. Пытается «купить» её расположение, буквально, завоевать её подарками. А когда это не срабатывает (естественно, потому что ни хорошая девочка, ни усталая женщина на такое обычно не ведутся), злодей переходит к угрозам, физическому насилию и шантажу.
Богатство привлекает подлецов
Даже если в повествовании есть хороший финансово обеспеченный персонаж, то он трагически одинок. А главное - сам об этом не догадывается. Его окружают подлые партнёры, дурно воспитанные отпрыски и коварные женщины.
Единственный человек, который может спасти этого хорошего богача - добрая девочка без претензий на финансовый и персональный успех (конечно, главная героиня).
Любовь должна быть невинна
В российских сериалах хорошая девочка (внимание: совершеннолетняя дееспособная женщина) не может себе позволить интимную близость со своим партнёром. Правда, есть одно «но»...
И это «но» выражается в житейском выражении: «Нет-нет да и да». Что это означает? Хорошая девочка должна максимально долго отказывать партнёру, оттягивать момент близости со своим возлюбленным. Ведь секс - дело грязное. И только по большой любви можно уступить - позволить мужчине «собой овладеть».
Из-за негативных убеждений о сексе женщина как бы отказывает себе в праве желать физической близости и, не дай бог, наслаждаться ею.
За секс придётся платить
Конечно, это не имеет отношения к сфере интим-услуг. В российских сериалах секс - дело дорогостоящее. Он непременно имеет последствия:
- первый секс хорошей девочки всегда заканчивается беременностью
- о твоём сексе непременно узнают и осудят - мама за косы оттаскает
- занимаясь сексом, нужно помнить - твой партнёр может оказаться подлецом, который растиражирует подробности вашей близости на весь посёлок/городок/университет
- сексуальное желание зачастую воплощается в физическое насилие - хорошая девочка может стать жертвой изнасилованния, обвинённой в этом самом насилии
Мужчинам нужно только одно...
Героиням российского сериала всегда приходится быть настороже, ведь мужчинам нужно только одно - девичья честь.
Потому, общаясь с противоположным полом, нужно быть внимательной, неприступной, независимой и даже холодной. В противном случае ты рискуешь прослыть доступной.
Никчёмный, но мой!
Отношения в российских сериалах зачастую созависимы. Усталые женщины тянут своих бестолковых мужей неудачников. И ладно, будь они безвредными тюфяками, но нет...
Кроме домашних тапков в арсенале создателей имеются и яркие абьюзеры: пьяницы, драчуны, игроки, безработные дебоширы. Главная героиня терпит, тянет быт и детей, но супруга своего не бросает. Избавиться от этого домашнего клопа можно только тремя способами: он сам исчезнет (уйдёт к другой жертве), умрёт или появится принц на белом коне, который изгонит злодея из жизни героини.
Сама женщина не имеет никакой власти над своей жизнью.
Я должна!
Героиня российского сериала должна ВСЕМ! Это суть, альфа и омега её существования - быть должной.
Она закредитована всеми: родителями, детьми, партнёрами, подругами, коллегами... любым проходящим мимо человеком. Как это выражается:
- Дееспособные родители решают все свои бытовые проблемы через героиню: требуют найти деньги на операцию маленького братика, мать слёзно просит выгнать пьяного буйного сожителя, договориться с затопленными соседями и т.д.
- Взрослые братья/сёстры висят на шее главной героини: она обеспечивает их существование, лечение, образование. Одним словом, работает мамочкой маленького ребёнка.
- Возлюбленные требует какой-то особенной верности: любое общение с противоположным полом должно возбуждать в героине мучительное чувство вины.
- Коллеги используют главную героиню во все тяжки: не важно, где они работают - главное, что хорошие девочки выполняют все поручения, без надежды на вознаграждение или признание своих стараний.
Счастье можно получить только потом и кровью
Вся жизнь главной героини транслирует идею - чтобы стать счастливой, нужно пройти серьёзные испытания. Создатели российских сериалов буквально вкладывают в уста своих персонажей негативные убеждения:
- счастье на даётся просто так
- дважды чудо не случается
- чтобы быть счастливой надо потрудиться
- значит такова наша доля - быть бедными и несчастными
- несчастье - это вообще «женский» удел
Положительный персонаж отечественных сериалов изначально несчастный, но одновременно духовно стойкий перед бесконечными испытаниями коварной судьбы.
Дети - это всё!
У жизни хорошей героини есть ещё одно жизненное основание - дети.
Как только в теле героини появляется ещё кто-то, её жизнь больше ей не принадлежит. Теперь она должна не только родителям/партнёру/друзьям/коллегам, но и ребёнку, который еще только в проекте.
Достойная жизнь - это жизнь, посвящённая детям.
- дал бог зайку - даст и лужайку
- тебя вытянули, и этого ребёнка вытянем
- ты будешь всю жизнь себя обвинять, если не родишь
- стакан воды в старости некому будет подать
- посмотри на меня, что со мной бы было без тебя - такое обычно говорят те самые «больные матери»
К чему это приводит? Женщина оказывается неотделима от своего отпрыска. Она отдаёт ребёнку всю свою жизнь в подсознательной надежде, что эти вложения непременно окупятся. При таком раскладе новый человек рискует навсегда остаться ребёнком «больной матери». Порочный круг зависимости, долга и перманентного чувства вины замкнулся!
У тебя просто мужика нормального не было!
И вот мы подходим к одной из основных деструктивных идей, транслируемых с телевизионных экранов. В сказке обязательно должен появиться принц. И эту бессмертную классику используют и в российских сериалах.
Так как главная героиня индивидуально беспомощна, жертвенна. Изменить её жизнь может только сила извне - мужчина. Если старательно терпеть, всем помогать и ничего не требовать взамен, то в один прекрасный день появиться принц. Идея «терпи и тебя заметят» родом из СССР.
Принцы в российских сериалах бывают разными:
- богатый добрый мужчина, который отринул всех своих коварных любовниц, и искренне полюбил несчастную хорошую девочку или усталую женщину.
- бессеребренник: чаще всего он идеально подходит беспощадно суке - кто, как ни он, покажет ей, что такое НАСТОЯЩЕЕ ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ.
- первая и последняя любовь: пройдя все испытания (расставания, ревность, эмоциональные качели) возлюбленные наконец-то воссоединяются.
Совершенно неважно, каким будет этот принц. Главное - он (и только он) способен кардинально изменить жизнь главной героини и спасти её: от нищеты, проблем, мужа-тирана и т.д.
Вывод:
Напоминаю, создатели российских сериалов - не какие-то злодеи, сеющие негативные убеждения в девственные хорошие головки наших женщин. Нет. Режиссёры и сценаристы отечественных мелодрам лишь «отзеркаливают» уже существующую реальность. Российские сериалы смотрят, потому что они задевают триггеры зрителей. Женщины по ту сторону экрана узнают себя, а потому следят за главными героинями и сопереживают им.
Какова же эта реальность?
- Жертвой быть хорошо! Это социально приемлемый конструкт поведения для женщины. Она должна родителями, супругу, детям, друзьям, коллегам. Если женщина не «оплачивает своих долгов», то непременно будет осуждена.
- Надо терпеть! Если хорошенько потерпеть, то в конце игры получишь супер-приз. Например, мужчину мечты. Но жизнь - это не сериал и не компьютерная игра. Если ты терпишь сегодня, то завтра не проснёшься в волшебном царстве. Скорее всего ты превратишься сначала в усталую женщину, а потом в больную мать, которая со всех требует «заплатить по счетам».
- Если деньги в мире и есть, то они не наши! Богатство - это плохо и опасно. Больших денег честным трудом не заработать, а потому лучше ценить то, что и так уже есть.
- Счастье где-то за горизонтом! Жить полноценно и счастливо просто так невозможно. Только упорный труд, испытания, беды и всяческие несчастья ведут по настоящему хорошего человека к счастью (и то не факт).
- Изменить жизнь самостоятельно невозможно! Обстоятельства приходится принимать. Жизнь может преобразиться только благодаря счастливой случайности или из-за принца.
Не готовы терпеть, жертвовать и ждать? Тогда время работать над собой! Я предлагаю вам уникальный инструмент - работа с бессознательным. Благодаря этому методу можно быстро и эффективно избавиться от негативных ограничивающих убеждений на уровне подсознания, и взять жизнь в свои руки!
Подробнее о методе работы с бессознательным вы можете узнать в моём Telegram - https://t.me/rabota_bessoznatelnoe
Также вам могут быть интересны:
- Как «Ирония Судьбы» почти 50 лет портит жизнь людям? - https://zen.me/1DkhMIx2
- Как наследие СССР портит нашу жизнь - https://zen.me/21IuTpx1
- Созависимость в отношениях - в чём опасность? - https://zen.me/1fWChv
Если эта статья вам понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь!
#психология #работа с бессознательным #подсознание #личностный рост #сериалы #российские сериалы #психология женщин