Найти тему

Как российские сериалы делают женщин несчастными?

Оглавление

Казалось бы, мыльные оперы - пережиток 90-тых и 00-вых годов. Тогда все смотрели «Санта-Барбару», «Дикого Ангела», «Клон» и другие слезливые истории. На смену иностранным «красавица в беде» пришли отечественные аналоги: «Доярка из Хацапетовки», «Кармелита» и многие другие...

Дикий ангел (сериал 1998 – 1999)
Дикий ангел (сериал 1998 – 1999)

Вся страна, прилипнув к голубым экранам, серия за серией следила за душещипательными вычурными историями. Где было всё:

  • хорошая девочка из деревни/маленького города
  • богатый красавец или просто очень добрый парень
  • злой бандит/крупный предприниматель
  • коварная стерва-разлучница
  • непредвиденная беременность
  • несчастные одинокие матери

Иными словами всё, что цепляло изголодавшегося по чрезмерно эмоциональным, красочным сюжетам пост-советского зрителя.

Доярка из Хацапетовки (2006 - 2011)
Доярка из Хацапетовки (2006 - 2011)

Но если вы думали, что россиянин насытился мелодрамами, и с массовым распространением интернета утратил интерес к ним - вы ошибаетесь. С отечественных киностудий, как из волшебного горшочка, снова и снова выходят десятки новых слезливых историй. Картинка стала симпатичнее, декорации сменились (всё же с 2000-ных годов Россия успела преобразиться), а сюжеты и типичные герои остались прежними.

Женские образы в российских сериалах:

Создатели российских сериалов эксплуатирует одни и те же образы. Кто же они - героини сериалов? Сегодня мы разберёмся именно с женскими персонажами!

Хорошая девочка

Обычно это молодая девушка (18-23 лет), красавица, умница, отличница из деревни или маленького городка. Она наивна и девственна (во всех смыслах этого слова).

Улыбка пересмешника (2014)
Улыбка пересмешника (2014)

Устремления хорошей девочки самые лучшие, лишённые всякой корысти: поступить в московский университет на бюджетное отделение (на специальность социально-значимую), заработать денег на операцию мамы/бабушки/младшей сестры, вытащить родных из нищеты. Чтобы зритель чувствовал, что героиня действительно «хорошая», достаток её семьи должен быть ниже среднего или близок к бедности.

Чаще всего у хорошей девочки есть возлюбленный. Который непременно бросит её самым уродливым образом, уедет в Москву и пропадёт или уйдёт в армию - это не важно. Главное - возлюбленные расстаются. Первая любовь хорошей девочки всегда заканчивается трагедией, а первый секс - беременностью.

Усталая женщина

Дама от 30 лет. Мать одиночка или женщина, обременённая мужем - домашним тапком, алкоголиком или просто безработным тираном.

Когда возвращается прошлое (2017)
Когда возвращается прошлое (2017)

Для такой героини симптоматично работать на нелюбимой работе, за которую ей платят сущие копейки, тянуть на себе детей/маму/мужа/братьев-сестёр и перманентно подвергаться психологическому насилию со стороны всех, кому не лень как следует «пнуть» эту усталую женщину.

Зачастую усталая женщина - это «подросшая» хорошая девочка.

Беспощадная стерва

Это такой тип, перенятый и переделанный для русской среды из зарубежных фильмов/сериалов.

Модель счастливой жизни (2014)
Модель счастливой жизни (2014)

Беспощадная стерва - это женщина старше 35 лет. Очень успешная, достаточно богатая и невыносимо стервозная. Коллеги её боятся, консьержка её боится, все её боятся. Такая женщина предъявляет всем (в том числе себе) завышенные требования, выражает крайнее нетерпение к чужим ошибкам или неопытности.

Но в российских сериалах беспощадная стерва (если она главная героиня) - персонаж глубоко несчастный. Она одинока и бездетна. Спутника жизни у неё нет или это нарцисс, который, конечно, пользуется женщиной в своих корыстных интересах.

В прошлом такой героини обязательно есть личная трагедия:

  • тяжёлый путь из нищеты
  • детский дом или смерть семьи
  • несостоявшаяся беременность
  • драматичное расставание с возлюбленным

Богатства и признание не приносят беспощадной стерве счастья. Естественно - русскому человеку деньги никогда счастья не приносили, если верить отечественным сериалам.

Больная мать

Стенограмма судьбы (2020)
Стенограмма судьбы (2020)

Больные матери обычно не становятся главными героинями, но являются едва ли не основным двигателем сюжета в российских сериалах. Мать - ключевая фигура. Но и они, больные матери, бывают разными:

  • Несчастная женщина, которая положила всю свою жизнь и здоровье на детей. Она одновременно отказывается от заботы ребёнка и всем своим видом демонстрирует, что в этой заботе нуждается.
  • Городская сумасшедшая - персона крайне инфантильная. Несостоявшаяся актриса, певица, балерина. Она не добилась ничего существенного, но подавала большие надежды. Стала матерью случайно или по очень большой любви. За ней буквально приходится следить и ухаживать, как за маленьким ребёнком.
  • Деспотичная мать. Гипер-контролирующая родительница. Она хочет влиять и держать в поле зрения все жизненные сферы своего ребёнка. Болезнь - это очередной способ манипулировать своим отпрыском и не позволять ему вырваться из под своей власти.

Что их объединяет? Пуповина! Они накрепко связаны со своими детьми (в сериалах это чаще всего дочери). Мать и ребёнок фактически одно существо.

В чем же проблема российских героинь?

Через этих женских персонажей создатели российских сериалов транслируют негативные и ограничивающие убеждения о людях и мире. Делают ли они это специально? Скорее всего нет. Ведь любой продукт культуры (даже такой мыльный, как сериалы) зеркалит общество, для которого он создан.

-7

И благодаря российским сериалам мы сегодня можем сделать «срез» этих убеждений.

Не жили богато и нечего начинать

Лучше быть хорошим, чем богатым
Лучше быть хорошим, чем богатым

В сознании постсоветского гражданина богатство «перегружено» большим количеством негативных, ограничивающих убеждений и страхов. Хорошая героиня должна быть бедной. Бедность - материальный признак благочестия, доброты, бескорыстия... одним словом, лучших человеческих качеств.

А потому главная героиня (хорошая девочка, усталая женщина) либо изначально бедна, либо теряет финансовый достаток в первой трети повествования.

Если же у героини российского сериала есть хороший достаток (беспощадная стерва, деспотичная мать), то она персонально несчастна в своём BMW X5. Иначе быть и не может. Счастье в коллективном сознании русского человека явление диаметрально-противоположное богатству.

Богатые люди обманщики, развратники и подлецы

-9

Ещё одно негативное убеждение о деньгах - хорошему человеку богатство не даётся. Потому в российском сериале непременно есть очень обеспеченный, злой и распущенный персонаж.

Зачастую это взрослый мужчина, который из всех женщин на планете Земля выбирает главную героиню. Пытается «купить» её расположение, буквально, завоевать её подарками. А когда это не срабатывает (естественно, потому что ни хорошая девочка, ни усталая женщина на такое обычно не ведутся), злодей переходит к угрозам, физическому насилию и шантажу.

Богатство привлекает подлецов

-10

Даже если в повествовании есть хороший финансово обеспеченный персонаж, то он трагически одинок. А главное - сам об этом не догадывается. Его окружают подлые партнёры, дурно воспитанные отпрыски и коварные женщины.

Единственный человек, который может спасти этого хорошего богача - добрая девочка без претензий на финансовый и персональный успех (конечно, главная героиня).

Любовь должна быть невинна

-11

В российских сериалах хорошая девочка (внимание: совершеннолетняя дееспособная женщина) не может себе позволить интимную близость со своим партнёром. Правда, есть одно «но»...

И это «но» выражается в житейском выражении: «Нет-нет да и да». Что это означает? Хорошая девочка должна максимально долго отказывать партнёру, оттягивать момент близости со своим возлюбленным.
Ведь секс - дело грязное. И только по большой любви можно уступить - позволить мужчине «собой овладеть».

Из-за негативных убеждений о сексе женщина как бы отказывает себе в праве желать физической близости и, не дай бог, наслаждаться ею.

За секс придётся платить

-12

Конечно, это не имеет отношения к сфере интим-услуг. В российских сериалах секс - дело дорогостоящее. Он непременно имеет последствия:

  • первый секс хорошей девочки всегда заканчивается беременностью
  • о твоём сексе непременно узнают и осудят - мама за косы оттаскает
  • занимаясь сексом, нужно помнить - твой партнёр может оказаться подлецом, который растиражирует подробности вашей близости на весь посёлок/городок/университет
  • сексуальное желание зачастую воплощается в физическое насилие - хорошая девочка может стать жертвой изнасилованния, обвинённой в этом самом насилии

Мужчинам нужно только одно...

Героиням российского сериала всегда приходится быть настороже, ведь мужчинам нужно только одно - девичья честь.

Потому, общаясь с противоположным полом, нужно быть внимательной, неприступной, независимой и даже холодной. В противном случае ты рискуешь прослыть доступной.

Никчёмный, но мой!

Чемодан без ручки
Чемодан без ручки

Отношения в российских сериалах зачастую созависимы. Усталые женщины тянут своих бестолковых мужей неудачников. И ладно, будь они безвредными тюфяками, но нет...

Кроме домашних тапков в арсенале создателей имеются и яркие абьюзеры: пьяницы, драчуны, игроки, безработные дебоширы. Главная героиня терпит, тянет быт и детей, но супруга своего не бросает. Избавиться от этого домашнего клопа можно только тремя способами: он сам исчезнет (уйдёт к другой жертве), умрёт или появится принц на белом коне, который изгонит злодея из жизни героини.

Сама женщина не имеет никакой власти над своей жизнью.

Я должна!

Героиня российского сериала должна ВСЕМ! Это суть, альфа и омега её существования - быть должной.

Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик
Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик

Она закредитована всеми: родителями, детьми, партнёрами, подругами, коллегами... любым проходящим мимо человеком. Как это выражается:

  • Дееспособные родители решают все свои бытовые проблемы через героиню: требуют найти деньги на операцию маленького братика, мать слёзно просит выгнать пьяного буйного сожителя, договориться с затопленными соседями и т.д.
  • Взрослые братья/сёстры висят на шее главной героини: она обеспечивает их существование, лечение, образование. Одним словом, работает мамочкой маленького ребёнка.
  • Возлюбленные требует какой-то особенной верности: любое общение с противоположным полом должно возбуждать в героине мучительное чувство вины.
  • Коллеги используют главную героиню во все тяжки: не важно, где они работают - главное, что хорошие девочки выполняют все поручения, без надежды на вознаграждение или признание своих стараний.

Счастье можно получить только потом и кровью

Счастье не за горами
Счастье не за горами

Вся жизнь главной героини транслирует идею - чтобы стать счастливой, нужно пройти серьёзные испытания. Создатели российских сериалов буквально вкладывают в уста своих персонажей негативные убеждения:

  • счастье на даётся просто так
  • дважды чудо не случается
  • чтобы быть счастливой надо потрудиться
  • значит такова наша доля - быть бедными и несчастными
  • несчастье - это вообще «женский» удел

Положительный персонаж отечественных сериалов изначально несчастный, но одновременно духовно стойкий перед бесконечными испытаниями коварной судьбы.

Дети - это всё!

-16

У жизни хорошей героини есть ещё одно жизненное основание - дети.

Как только в теле героини появляется ещё кто-то, её жизнь больше ей не принадлежит. Теперь она должна не только родителям/партнёру/друзьям/коллегам, но и ребёнку, который еще только в проекте.

Достойная жизнь - это жизнь, посвящённая детям.

  • дал бог зайку - даст и лужайку
  • тебя вытянули, и этого ребёнка вытянем
  • ты будешь всю жизнь себя обвинять, если не родишь
  • стакан воды в старости некому будет подать
  • посмотри на меня, что со мной бы было без тебя - такое обычно говорят те самые «больные матери»

К чему это приводит? Женщина оказывается неотделима от своего отпрыска. Она отдаёт ребёнку всю свою жизнь в подсознательной надежде, что эти вложения непременно окупятся. При таком раскладе новый человек рискует навсегда остаться ребёнком «больной матери». Порочный круг зависимости, долга и перманентного чувства вины замкнулся!

У тебя просто мужика нормального не было!

Принц на белом Мерседесе
Принц на белом Мерседесе

И вот мы подходим к одной из основных деструктивных идей, транслируемых с телевизионных экранов. В сказке обязательно должен появиться принц. И эту бессмертную классику используют и в российских сериалах.

Так как главная героиня индивидуально беспомощна, жертвенна. Изменить её жизнь может только сила извне - мужчина. Если старательно терпеть, всем помогать и ничего не требовать взамен, то в один прекрасный день появиться принц. Идея «терпи и тебя заметят» родом из СССР.

Принцы в российских сериалах бывают разными:

  • богатый добрый мужчина, который отринул всех своих коварных любовниц, и искренне полюбил несчастную хорошую девочку или усталую женщину.
  • бессеребренник: чаще всего он идеально подходит беспощадно суке - кто, как ни он, покажет ей, что такое НАСТОЯЩЕЕ ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ.
  • первая и последняя любовь: пройдя все испытания (расставания, ревность, эмоциональные качели) возлюбленные наконец-то воссоединяются.

Совершенно неважно, каким будет этот принц. Главное - он (и только он) способен кардинально изменить жизнь главной героини и спасти её: от нищеты, проблем, мужа-тирана и т.д.

Вывод:

Напоминаю, создатели российских сериалов - не какие-то злодеи, сеющие негативные убеждения в девственные хорошие головки наших женщин. Нет. Режиссёры и сценаристы отечественных мелодрам лишь «отзеркаливают» уже существующую реальность. Российские сериалы смотрят, потому что они задевают триггеры зрителей. Женщины по ту сторону экрана узнают себя, а потому следят за главными героинями и сопереживают им.

Какова же эта реальность?

  • Жертвой быть хорошо! Это социально приемлемый конструкт поведения для женщины. Она должна родителями, супругу, детям, друзьям, коллегам. Если женщина не «оплачивает своих долгов», то непременно будет осуждена.
  • Надо терпеть! Если хорошенько потерпеть, то в конце игры получишь супер-приз. Например, мужчину мечты. Но жизнь - это не сериал и не компьютерная игра. Если ты терпишь сегодня, то завтра не проснёшься в волшебном царстве. Скорее всего ты превратишься сначала в усталую женщину, а потом в больную мать, которая со всех требует «заплатить по счетам».
  • Если деньги в мире и есть, то они не наши! Богатство - это плохо и опасно. Больших денег честным трудом не заработать, а потому лучше ценить то, что и так уже есть.
  • Счастье где-то за горизонтом! Жить полноценно и счастливо просто так невозможно. Только упорный труд, испытания, беды и всяческие несчастья ведут по настоящему хорошего человека к счастью (и то не факт).
  • Изменить жизнь самостоятельно невозможно! Обстоятельства приходится принимать. Жизнь может преобразиться только благодаря счастливой случайности или из-за принца.

Не готовы терпеть, жертвовать и ждать? Тогда время работать над собой! Я предлагаю вам уникальный инструмент - работа с бессознательным. Благодаря этому методу можно быстро и эффективно избавиться от негативных ограничивающих убеждений на уровне подсознания, и взять жизнь в свои руки!

Подробнее о методе работы с бессознательным вы можете узнать в моём Telegram -
https://t.me/rabota_bessoznatelnoe

Также вам могут быть интересны:

Если эта статья вам понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь!

#психология #работа с бессознательным #подсознание #личностный рост #сериалы #российские сериалы #психология женщин