Музейные профессии. Художник
Рассказ о музейных художниках будет из двух частей, потому что в художественных мастерских музея-заповедника «Горки Ленинские» действует удивительный творческий тандем из главного художника Сергея Чистова и художника-конструктора Галины Кустовой.
Галина Кустова пришла работать в музей в 1993 году. Это было достаточно сложное для музея время. Потому что случился 1990 год и 6-я статья Конституции СССР об отмене главенствующей роли КПСС. Идеологический музей буквально «встал». И только благодаря музейному сообществу не произошло его закрытие. Тогда «Горки Ленинские» буквально спасали выставки. Много выставок…
«Да, вот в такое непростое время я и познакомилась с музеем, и было очень интересно и творчески увлекательно. В выставочных залах музея демонстрировала свои шедевры Третьяковская галерея, выставлялись работы Николая Рериха, Константина Васильева. В 1994 году в музей-заповедник «Горки Ленинские» была передана коллекция музея «Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле» и размещена в здании одной из дач дореволюционной постройки, находящейся на территории парка усадьбы Горки.
В чём отличие музейного художника от графика или художника декоративно-прикладного искусства? Музейный художник более универсален и многогранен. Необходимо умение работы с пространством. Особая тема – работа с музейным предметом. Подготовка любой выставки – это масштабная задача. Необходимо разработать ее конструкцию, материалы, рассчитать нагрузки. Здесь мне помогает первое образование – промышленное и гражданское строительство. Когда надо найти художественное решение на основе тематико-экспозиционного плана, требуется квалификация по второй специальности – архитектурно-художественное проектирование музеев и выставочных экспозиций.
Сколько времени занимает подготовка выставки, сложно сказать. Каждый раз по-разному, но в любую тему погружаешься полностью. Например, на небольшой камерной выставке «Крупская. Личное» выражено мое личное трепетное отношение к этой женщине-личности, достигшей немалых успехов в области образования. И в связи со всеми этими ощущениями и накопленными знаниями рождается каждый раз свое, особое художественное решение. А когда делаешь выставки «в живую», то решение приходит прямо в процессе монтажа. Так произошло на новой выставке «История новогодней игрушки». Экспонатов предоставленной коллекции оказалось много. И вот мысль! Делаю подложки разного цвета и на разных уровнях! Теперь игрушек много, но каждая выделяется!
Отдельная история – это оформительская работа. Порой она чисто техническая, но бывает очень даже творческая. С большим удовольствием художественное оформление ульев на пасеке, которая расположена в мемориальной зоне усадьбы Горки. Я тогда просто влюбилась в этих маленьких крылатых тружеников. И помимо того, что разрисовала ульи мультяшными героями, также создала в эскизах и воплотила целую историю о «космических пчелах».
Не могу сказать, что мой рабочий день не отличается о работы других сотрудников музея. Конечно, отличается! За двадцать пять лет работы в музее чему я только не научилась. Освоила все станки и инструменты мастерской, постигла новые художественные технологии. Просто для меня огромное счастье заниматься любимым делом в таком необыкновенном месте! Есть большая мечта, что придут молодые музейные художники, и будет возможность передать опыт из одних рук в другие!».
Выставки, оформленные Галиной Кустовой, вы можете увидеть в Большом Доме и Южном флигеле усадьбы Горки, Научно-культурном центре «Музей В.И. Ленина», в музее «Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле» и на территории музея-заповедника «Горки Ленинские».