Найти тему

Празднуем с музыкой!

Оглавление

В преддверии Нового года захотелось поделиться тем, как композиторы разных эпох видели зиму. Точнее будет сказать – чувствовали. Музыка – искусство абстрактно-эмоциональное, и не всегда в ней нужно искать прямой сюжет или изобразительность. Для лучшего понимания можно сосредоточиться на собственных эмоциях от прослушивания, а затем подумать, как эти эмоции соотносятся с программными заголовками произведений.

Антонио Вивальди Концерт для скрипки № 4 «Зима» из цикла «Времена года»

Наверное, самое известное изображение зимы в музыке итальянского Барокко. В трёх частях концерта Вивальди показывает зиму со всех сторон. 

Первая часть – напряжённая, колючая, холодная, с диссонирующими звучаниями и стремительной скрипичной партией, имитирующей свист ветра или колкие снежинки. 

Вторая – наоборот, очень тёплая, лиричная, контрастирует холодной первой

Третья – считается, что это изображение катания на коньках. Действительно, скрипичная партия и все звучание оркестра немного неуверенное, скользящее. Еще одни ассоциации возникают при драматичных обрывах фраз, будто обламывается лёд.

Питер Брейгель. «Катание на коньках в зимний день»
Питер Брейгель. «Катание на коньках в зимний день»

‼️Послушать концерт в аутентичном звучании можно здесь.‼️

Франц Шуберт вокальный цикл «Зимний путь»

Эмиль Нольде. «Зима»
Эмиль Нольде. «Зима»

В отличие от Вивальди, Шуберт трактует зиму как беспросветно депрессивное время. Вокальный цикл повествует о лирическом герое, который уходит странствовать из-за неразделенной любви. Все песни – это образы, проносящиеся перед ним или в воображении, или в реальности. И даже если появляется светлая песня, она лишь сильнее подчёркивает общее мрачное настроение цикла.

‼️Слушать тут‼️

Чайковский симфония № 1 «Зимние грезы»

Симфония в четырёх частях, первые две части которой имеют подзаголовки, а содержание остальных подсказывает сама музыка. Можно сказать, что здесь Чайковский схож с Вивальди – показывает зиму не с одной стороны, а с нескольких.

Первую часть – «Грезы зимнею дорогой» - обычно сравнивают с бесконечной широтой пространств русских полей. Музыка действительно меланхолична, задумчива и холодна, а драматические взлеты все равно не разрушают эту картину, так как в конце изначальная тема все равно возвращается

Юлий Клевер. «Зимний пейзаж»
Юлий Клевер. «Зимний пейзаж»

Считается, что вторая часть «Угрюмый край, туманный край», создавалась под впечатлением поездки Чайковского на озеро Валаам. Как и положено в медленных частях симфоний, мелодия здесь развёртывается медленно, неторопливо, тягуче. Можно сказать, что вторая часть по-своему продолжает линию первой, рисуя унылые, но просторные зимние пейзажи.

Арсений Мещерский. «Зимний вечер в Финляндии»
Арсений Мещерский. «Зимний вечер в Финляндии»

Третья часть – скерцо, очень лёгкое и воздушное. Хоть оно и не имеет подзаголовка, принято сравнивать его с образами метели. 

Финал тоже не имеет подзаголовка, но, как и предписано финалам, он имеет массово-танцевальный характер, обычно сравниваемый со сценами народных гуляний. Однако перед радостной музыкой звучит сумрачное вступление, которое своим настроением отсылает к первым двум частям. 

‼️Послушать симфонию под руководством Геннадия Рождественского можно тут.‼️

—————————————————————————————————————

Другие статьи автора:

1) И швец, и жнец, и… композитор!

2) Кофе–Петербург–Римский-Корсаков или Чай–Москва–Чайковский?

3) Карло Джезуальдо – авангардист эпохи Возрождения.

—————————————————————————————————————

Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊

#новый год #музыка #классическая музыка #искусство #рождество #изо #картины #композитор #художник