В преддверии Нового года захотелось поделиться тем, как композиторы разных эпох видели зиму. Точнее будет сказать – чувствовали. Музыка – искусство абстрактно-эмоциональное, и не всегда в ней нужно искать прямой сюжет или изобразительность. Для лучшего понимания можно сосредоточиться на собственных эмоциях от прослушивания, а затем подумать, как эти эмоции соотносятся с программными заголовками произведений.
Антонио Вивальди Концерт для скрипки № 4 «Зима» из цикла «Времена года»
Наверное, самое известное изображение зимы в музыке итальянского Барокко. В трёх частях концерта Вивальди показывает зиму со всех сторон.
Первая часть – напряжённая, колючая, холодная, с диссонирующими звучаниями и стремительной скрипичной партией, имитирующей свист ветра или колкие снежинки.
Вторая – наоборот, очень тёплая, лиричная, контрастирует холодной первой
Третья – считается, что это изображение катания на коньках. Действительно, скрипичная партия и все звучание оркестра немного неуверенное, скользящее. Еще одни ассоциации возникают при драматичных обрывах фраз, будто обламывается лёд.
‼️Послушать концерт в аутентичном звучании можно здесь.‼️
Франц Шуберт вокальный цикл «Зимний путь»
В отличие от Вивальди, Шуберт трактует зиму как беспросветно депрессивное время. Вокальный цикл повествует о лирическом герое, который уходит странствовать из-за неразделенной любви. Все песни – это образы, проносящиеся перед ним или в воображении, или в реальности. И даже если появляется светлая песня, она лишь сильнее подчёркивает общее мрачное настроение цикла.
‼️Слушать тут‼️
Чайковский симфония № 1 «Зимние грезы»
Симфония в четырёх частях, первые две части которой имеют подзаголовки, а содержание остальных подсказывает сама музыка. Можно сказать, что здесь Чайковский схож с Вивальди – показывает зиму не с одной стороны, а с нескольких.
Первую часть – «Грезы зимнею дорогой» - обычно сравнивают с бесконечной широтой пространств русских полей. Музыка действительно меланхолична, задумчива и холодна, а драматические взлеты все равно не разрушают эту картину, так как в конце изначальная тема все равно возвращается
Считается, что вторая часть «Угрюмый край, туманный край», создавалась под впечатлением поездки Чайковского на озеро Валаам. Как и положено в медленных частях симфоний, мелодия здесь развёртывается медленно, неторопливо, тягуче. Можно сказать, что вторая часть по-своему продолжает линию первой, рисуя унылые, но просторные зимние пейзажи.
Третья часть – скерцо, очень лёгкое и воздушное. Хоть оно и не имеет подзаголовка, принято сравнивать его с образами метели.
Финал тоже не имеет подзаголовка, но, как и предписано финалам, он имеет массово-танцевальный характер, обычно сравниваемый со сценами народных гуляний. Однако перед радостной музыкой звучит сумрачное вступление, которое своим настроением отсылает к первым двум частям.
‼️Послушать симфонию под руководством Геннадия Рождественского можно тут.‼️
—————————————————————————————————————
Другие статьи автора:
1) И швец, и жнец, и… композитор!
2) Кофе–Петербург–Римский-Корсаков или Чай–Москва–Чайковский?
3) Карло Джезуальдо – авангардист эпохи Возрождения.
—————————————————————————————————————
Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊
#новый год #музыка #классическая музыка #искусство #рождество #изо #картины #композитор #художник