Найти тему
Михаил Слободин

ЕС сам загнал себя в ловушку.

Стоимость газа на спотовом рынке в Европе превысила 2100 долларов за тысячу кубических метров. Биржевые сводки всё чаще напоминают военные .Прокачка в принципе остановилась. Варшава истерит, хотя в конце 2019 года сама, без всякого понуждения, отказалась от продления долгосрочного контракта на поставки энергоносителей с востока, следуя, видимо, мудрым советам заокеанских «партнёров».

Кроме того, «Газпром» отказался бронировать дополнительные мощности разваливающейся украинской ГТС на январь 2022 года. Всё это, вкупе с тем, что сертификация «Северного потока – 2» откладывается по надуманным предлогам, приводит к нестабильности европейского энергетического рынка. Вполне возможно, что в скором времени мы увидим и 2000, и 2500 долларов за тысячу кубических метров – нет предела совершенству. В компании кризисную ситуацию комментируют весьма неохотно, заявляя, что все свои обязательства перед покупателями «Газпром» неизменно выполняет. В то же время ряд экспертов считают, что удар по Польше и Украине – проявление принципиальной позиции русской газовой госкомпании. Польский и украинский транзит для России фактически больше не существует – именно это Москва хочет дать понять евробюрократам. Поэтому у Брюсселя и его присных есть только два варианта: либо поскорее сертифицировать построенный и готовый к эксплуатации газопровод Nord Stream 2, либо платить феноменальную цену, ожидая её дальнейшего роста.

Тем более, для нас вопрос запуска СП-2 не столь важен, как для того же немецкого обывателя, ведь из-за высокой стоимости природного газа трубопровод быстро окупился. Перед началом 2021-го «Газпром» прогнозировал среднюю экспортную цену на голубое топливо размером 170 долларов за тысячу кубов, а она составила, с учётом низких цифр первого полугодия, все 400-450 и обещает быть ещё более высокой. На строительство Nord Stream 2 потратили 11 миллиардов долларов, половина из них – деньги европейских предпринимателей. А сверхприбыль России от экспорта газа в 2021 году (учитывая все страны, включая ЕС, КНР и других импортёров) из-за ценовой разницы составила примерно 44-54,5 миллиарда долларов.

Газовый кризис, как показывает динамика рынка, и не думал прекращаться. Экономическая конъюнктура складывается для Запада весьма неблагоприятно. Тем не менее европейские элиты не собираются одумываться. Вместо того, чтобы осознать невыгодность закупок на спотовом рынке, они в очередной раз заявили о необходимости отказа от долгосрочных контрактов до 2049 года. То есть рациональные предложения русского лидера Владимира Путина услышаны не были, а ведь он предлагал вариант, выгодный как ЕС, так и России – привнести в сферу энергетики стабильность. Мы хотим стабильно высоких доходов от продаж без задействования как минимум украинского транзита, платёжеспособная Европа – надёжных и бесперебойных поставок по приемлемой цене (пусть и более высокой, чем раньше).

Не исключено, что резкое сокращение бронирования мощностей по трубопроводу «Ямал — Европа» усугубит ситуацию вокруг топливного дефицита в ЕС. В случае же прекращения транзита российского газа через ГТС Украины у основных потребителей в Европе останется только маршрут «Северный поток — 1», считают эксперты. Эти факторы, вкупе с нехваткой свободных объемов топлива у «Газпрома», могут привести к энергетическому коллапсу, при котором биржевые цены на газ в Европе пробьют отметку $3 тыс. за тысячу кубов уже в начале 2022 года.

А если завтра господин Шольц заявит, что СП-2 вообще не будут вводить в эксплуатацию, и биржевые цены в ту же минуту поднимутся в район $2,5-3 тыс., а кто-нибудь из трейдеров обязательно станет миллиардером. Однако немцы очень расчетливы, они не будут блокировать на территории ЕС уже готовый проект.

«Газпром» же заявил, что не занимается манипулированием энергорынка ЕС, как бы ни уверяли нас в обратном европейские политики и эксперты. Однако российскому, что греха таить, монополисту выгодна сложившаяся рыночная конъюнктура.

ЕС сам загнал себя в ловушку, приняв соответствующие поправки в энергетическое законодательство в мае 2019 года, «Газпрому» это было хорошо известно.

Высокая цена на газ заставила американские суда с газом изменить курс, так как пользователи там готовы платить за газ больше, чем азиаты, из-за взлетевших цен - еще бы такие бабки. Хотя все преподнесут так, что спасали своих союзников от коварного Путина.